Ракетенманн

Sep 30, 2024 14:35



Ровно 95 лет назад, 30 сентября 1929 года, произошло знаменательное и намного опередившее свое время событие в истории авиации. Фридрих Опель - сын немецкого промышленника Адама Опеля совершил первый в мире пилотируемый полет на самолете с реактивным двигателем. Точнее - с ракетным, и не с одним, а сразу с шестнадцатью. Поскольку пороховое ракетное топливо выгорало быстро, двигатели включались последовательно, чтобы продлить время моторного полета.

Сам Опель был лишь заказчиком и финансистом проекта. Силовую установку разработал инженер-пиротехник Фридрих Зандер, а самолет - молодой, 23-летний авиаконструктор-планерист Юлиус Хатри. Самолет Rak.1 ("Ракетный - первый") развил скорость около 100 км/ч и пролетел примерно полтора километра за 70 секунд. При этом несколько ракет не сработало, а в остальных топливо закончилось раньше расчетного времени, поэтому часть дистанции самолет преодолел по-планерному.

Результат Опеля не удовлетворил, но он понял, что с существовавшими на тот момент твердотопливными ракетами существенно улучшить его не удастся. Проект был закрыт, а в дальнейшем никто не пытался строить пилотируемых самолетов с пороховыми двигателями, которые использовались, разве что, в качестве стартовых ускорителей.

Единственное исключение - японский "одноразовый" самолет-снаряд "Ока", но это, в сущности, не столько самолет, сколько пилотируемый боеприпас. Появление ЖРД ненадолго вдохнуло вторую жизнь в ракетную авиацию, но к концу 1940-х годов эту тупиковую идею похоронили уже окончательно.



Слева: Фридрих Опель рядом с пакетом двигателей самолета Rak.1. Справа: Фридрих Зандер беседует с Опелем.



Rak.1 в полете. Высота, набранная самолетом, не превышала нескольких метров.





Подлинный самолет Хатри-Зандера не сохранился, но в Германии есть довольно качественный и точный музейный макет, а также - довольно большая летающая модель, фотография которой помещена на заставке.

Прежде чем заказать постройку ракетолета, Опель экспериментировал с колесной ракетной техникой, а двигатели для нее разрабатывал тот же Зандер. В 1927-28 годах на фирме и на деньги его отца (хорошо иметь такого папашу) были сделаны два ракетомобиля, один из которых разогнался до 236 км/ч, а также - ракетодрезина, достигшая скорости 258 км/ч (по другим данным - 290). Впрочем, все эти машины не предназначались для практического применения и являлись чисто рекламными изделиями.



Первый ракетомобиль Опеля.



Второй ракетомобиль, снабженный антикрылом для увеличения сцепления колес с грунтом.



Опель вылезает из кабины после заезда, в котором он достиг скорости 236 км/ч. Впрочем, рекорд ему поставить не удалось, поскольку скоростные автомобили с бензиновыми моторами в те времена ездили уже намного быстрее.





Ракетодрезина Опеля и ее масштабная модель. Обратите внимание на тормозные двигатели с соплами, направленными вперед, установленные между передними колесами.

авиация, Интербеллум, История, Германия, техника, автомобили, дизельпанк, экзотика

Previous post Next post
Up