Пролёт валькирии

Sep 21, 2024 18:19



Ровно 60 лет назад, 21 сентября 1964 года, состоялся первый полет сверхзвукового бомбардировщика ХВ-70 "Вэлкири" ("Валькирия"), который до сих пор считается самым быстрым тяжелым многомоторным самолетом в мире. На испытаниях он развил скорость 3187 км/ч на высоте 20 километров, втрое превысив скорость звука.

Боевая нагрузка, размещенная в закрытом бомбоотсеке, составляла 29 тонн и включала в себя 14 термоядерных бомб, либо - две сверхмощные бомбы В41 с тротиловым эквивалентом 20 мегатонн, в 1000 раз более мощных, чем бомба, сброшенная на Хиросиму. В общем, эпический "разрушитель миров" и натуральное оружие Армагеддона.

Однако первый полет "Валькирии" запросто мог бы стать последним, так как на пробеге после посадки у нее из-за температурной нагрузки разрушились покрышки колес. Но, к счастью для американцев, это не привело к катастрофе, и после небольшого ремонта самолет возобновил испытания.

Первое время всё шло более-менее успешно, однако, даже вашингтонских чиновников, привыкших оперировать астрономическими суммами, немного смущала цена изделия, которая с учетом НИОКР достигала 750 миллионов долларов (тогдашних, дорогих долларов).

Расчетная цена серийного бомбардировщика  (хотя, до серии дело не дошло) составляла 250 миллионов "баксов", при том что тяжелый стратегический ядерный бомбардировщик В-52 "Стратофортресс", до сих пор состоящий на вооружении ВВС США, обходился американским налогоплательщикам всего-навсего в 9,3 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу. Тем более что с появлением у СССР зенитно-ракетных комплексов С-75 "Валькирия" уже не могла считаться абсолютно неуязвимой, несмотря на свою скорость и потолок.

Особенно - с учетом того, что она могла применять только свободнопадающие бомбы, а для их применения требовался прорыв ПВО и появление бомбовоза над атакуемым объектом, либо - в непосредственной близости от него. Вдобавок, из-за чрезмерной прожорливости шести сверхмощных турбореактивных движков "Валькирии" ее боевой радиус действия, даже с неполной нагрузкой, не превышал 2700 км. А это означало, что при взлете с территории США или с американских баз в Западной Европе далеко не вся территория СССР оказывалась в зоне поражения.

Последний гвоздь в гроб "Валькирии" вбили межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли выполнять ту же самую грязную работу гораздо дешевле, надежнее и с меньшим риском. Прощальным салютом по сверхзвуковому бомбардировщику прозвучала катастрофа 8 июня 1966 года, в которой разбился его второй прототип.

И, хотя ее причиной стал "человеческий фактор" (во время съемок пропагандистского киноролика в ХВ-70 из-за ошибки пилота врезался сопровождавший его истребитель F-104 "Старфайтер"), всеми это было воспринято как "черная метка". Через некоторое время последовало закрытие программы "Валькирии".

Ну, а у нас, как это нередко бывало, узнав про ХВ-70, попытались в срочном порядке соорудить нечто подобное. В результате, в КБ Сухого склепали цельнотитановый супер-бомбер Т-4 с расчетной скоростью 3000 км/ч, впервые взлетевший только в 1972 году, когда американцы уже давно распрощались в "Валькирией".

Правда, на испытаниях Т-4 развил скорость всего 1666 км/ч, а в январе 1974-го, выяснив, что "Валькирии" больше нет, его программу тоже закрыли, предварительно вбухав в нее 1,3 миллиарда рублей в ценах 1970 года (на которые можно было построить нехилый городок из благоустроенных "брежневских" многоэтажек). Сейчас этот памятник советскому ВПК и его попыткам догнать США пугает посетителей Монинского музея ВВС. Впрочем, это уже другая история.



В середние 1960-х "Валькирия" выглядела как реквизит фантастического фильма. Впечатление нереальности усиливали отклоняемые в полете вниз под прямым углом консоли треугольного крыла.



"Валькирия" на авиабазе "Райт-Паттерсон" во время испытаний. Самолет целиком окрашен термостойкой белой краской, призванной защитить его от теплового излучения термоядерного взрыва, которое могло нагреть поверхность машины до более чем 500 градусов.



Шесть огромных турбореактивных двигателей "Дженерал-Электрик" YJ93-GE3, с суммарной тягой 745 килоньютонов, которые обеспечивали ХВ-70 рекордную тяговооруженность и не менее рекордные летные характеристики.



Окраска разбившегося второго прототипа.



"Прижизненный" снимок той же машины, сделанный до нанесения на кили надписей "NASA".



Т-4 - советский "эпигон Валькирии" в Монинском авиамузее. Фото Валерия Савельева.

авиация, экономика, катастрофы, История, США, ВВС, атомпанк, Холодная война, СССР, экзотика

Previous post Next post
Up