Ровно 150 лет назад, 20 сентября 1874 года, согласно авиационному разделу англоязычной
"Википедии", во Франции якобы состоялся короткий полет или "прыжок" первого в мире пилотируемого самолета с механическим (паровым) двигателем, разработанного и построенного французским изобретателем по имени Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль.
Однако никаких подтверждений этой информации нет ни в одном источнике XIX века, а потому с большой долей уверенности ее можно считать мистификацией, как и рассказы о якобы совершившем полет
самолете Можайского. Кстати, это далеко не единственное сходство между Можайским и Дю Тамплем.
Оба они были дворянами и морскими офицерами, родившимися примерно в одно и то же время (Дю Тампль - в 1823, а Можайский - в 1825 году). Обоих влекла не только морская, но и воздушная стихия. Оа спроектировали летательные аппараты тяжелее воздуха монопланной схемы с паровыми машинами, неподвижными крыльями и фюзеляжами в виде лодок (очевидно, сказался флотский стереотип). Они даже умерли почти одновременно - в 1890 году.
Но самое печальное сходство состоит в том, что ни самолет Можайского, ни машина Дю Тампля, вопреки сочиненным о них легендам, так и не смогли подняться в воздух. Более того, неизвестно, были ли они вообще закончены в постройке, поскольку нет ни одной фотографии или натурного рисунка ни "аппарата" Дю Тампля, ни "воздухоплавательного снаряда" Можайского, что вызывает закономерный вопрос: "а был ли мальчик?"
Дю Тампль запатентовал свой аппарат на 24 года раньше Можайского, причем сохранился подлинник патентного чертежа этой машины. Она была намного меньше самолета Можайского, имела один двигатель и один многолопастный тянущий винт. Крыло большого удлинения с каркасом из двух изогнутых деревянных лонжеронов и полотняной обшивкой, подкрепленной натянутыми веревками или тросами, имело ярко выраженную обратную стреловидность.
В целом проект гораздо больше напоминал птицу, чем "воздухоплавательный снаряд" Можайского. Интересной особенностью аппарата Дю Тампля являлось убирающееся (складное) шасси, предложенное им впервые в мировой практике.
Патентный чертеж "аппарата для аэронавигации" Дю Тампля. Паровая машина нарисована условно, в виде куба, поскольку к 1857 году она, судя по всему, еще не существовала даже в проекте.
Обратите внимание, насколько узкая у этого аэроплана колея шасси. Примерно такой же узкой она была у "воздухоплавательного снаряда" Можайского. Авиаконструкторы в те годы еще не придавали значения боковой устойчивости летательных аппаратов при движении по земле. Вероятно, проектируя шасси, они ориентировались на птичьи лапы, которые тоже расположены очень близко друг от друга. Однако птицы, в отличие от самолетов, не нуждаются в разбеге и пробеге.
Современная прорисовка чертежа, которую я сделал несколько лет назад для одного авиажурнала.
Музейная модель самолета Дю Тампля.
Для своего самолета Дю Тампль сконструировал компактную паровую машину массой 59 кг и мощностью 6 лошадиных сил, работавшую на нефти. К сожалению, никаких ее изображений, опять-таки, не сохранилось. Малая мощность силовой установки требовала, чтобы аэроплан был очень легким. Дю Тампль добился этого, заменив дерево в каркасе тонкостенными стальными трубами и баснословно дорогим в те годы алюминием. В результате масса самолета с размахом крыла в 13 метров составляла всего 190 кг. Даже с учетом применения "крылатого металла" столь низкий вес говорит о том, что конструкция была очень хлипкой и обладала минимальным запасом прочности.
В ряде статей, опубликованных уже в ХХ веке и непонятно на чем основанных, а также на некоторых интернет-сайтах говорится, что в сентябре 1874 года Дю Тампль якобы закончил постройку своего аппарата и даже провел его летные испытания, а в роли пилота выступал некий "молодой матрос".
Самолет, разогнавшись по наклонной поверхности, оторвался от земли и пролетел несколько десятков метров. Однако, как уже сказано, эти рассказы ничем не подтверждены, и даже сам Дю Тампль никогда не заявлял, что его машина летала. Судя по всему, испытания (если они вообще были) закончились неудачей.
В 1875 году конструктор приступил к постройке нового самолета той же схемы, но гораздо более крупных размеров и с более мощной паровой машиной. Размах крыла с трубчатым алюминиевым лонжероном в форме буквы "М" достигал 30 метров, а площадь - 130 кв. м. Постройка затянулась на много лет, но так и не была закончена. К середине следующего десятилетия Дю Тампль потратил все свои деньги, а обращения к властям и призывы к общественности с просьбой о помощи ничего не дали. На этом история его изобретательской деятельности в области авиации завершилась.
Неизвестно, куда делся первый аэроплан Дю Тампля, если он таки существовал в реале. А от недостроенного второго аппарата осталась только схема, опубликованная в журнале Cosmos les Mondes за 1885 год.