Недавно я разместил
заметку о том, как 85 лет назад польские летчики на своих малочисленных и фатально устаревших машинах пытались оказать сопротивление воздушной мощи Люфтваффе. К началу Второй мировой войны польская авиация представляла собой довольно странное зрелище. У нее на вооружении были созданные недавно и вполне современные фронтовые бомбардировщики PZL-37 "Лось", но при этом все остальные типы боевых машин относились к категории "без слез не взглянешь".
Особенно удручающим было положение дел в истребительной авиации, где самым современным являлся перехватчик PZL-11C, разработанный еще в 1931 году. С учетом быстрого прогресса мировой авиации в 1930-е годы, этот самолет давно считался старой рухлядью. Нельзя сказать, что поляков устраивала эта ситуация, но они слишком затянули процесс перевооружения своей истребительной авиации на новую технику.
А когда они его, наконец-то, запустили в 1938 году, у них имелся единственный проект более-менее современой машины - цельнометаллического свободнонесущего низкоплана с убирающимся шасси и закрытой кабиной PZL-50 "Ястреб", разработанный инженером Всеволодом Якимюком. Из-за нехватки квалифицированных авиаконструкторов и авиационных КБ, никакой альтернативы ему в стране не было, то есть, пришлось, как говорится, класть все яйца в одну корзину.
И весной 1939-го, когда первый прототип "Ястреба" вышел на испытания, это обернулось полным провалом. Самолет получился никуда не годным. Он оказался сильно перетяжеленным, профиль крыла был выбран неудачно, а 830-сильный мотор Бристоль "Меркюри", выпускавшийся в Польше по английской лицензии, не мог обеспечить истребителю сколь-нибудь достойных летных характеристик.
Результаты летных тестов были обескураживающими. Несмотря на вполне передовую аэродинамическую схему, максимальнвя скорость "Ястреба" не превышала 430 км/ч, потолок - 7500 метров, а высоту 5000 метров машина набирала только за 7 минут. Это не шло ни в какое сравнение с характеристиками ее зарубежных современников, таких как "Спитфайр", "Харрикейн", "Мессершмитт" или "Моран-Солнье". PZL-50 проигрывал даже "Ишаку", сделанному гораздо раньше.
Между тем, устранить недостатки "Ястреба" было невозможно без коренной переделки конструкции и установки более мощного мотора, которого поляки попросту не имели. А тем временем в воздухе все сильнее пахло порохом. И уже мало кто сомневался, что Германия готовит нападение на Польшу, а той фактически нечего было противопоставить агрессору в воздухе.
Командование польских ВВС в условиях острого дефицита времени начало предпринимать судорожные усилия для исправления положения, однако, было поздно. Программу "Ястреба" закрыли, так как стало ясно, что добиться от него чего-либо путного можно не ранее чем через год, да и то не факт, что получится.
В качестве срочной паллиативной меры во Франции заказали 160 истребителей MS-406, а в Англии купили 16 "Харрикейнов" (капля в море), но до начала войны ни одна из этих машин не успела прибыть в Польшу. К тому моменту, когда транспорт с "Харрикейнами" приплыл в Стамбул, поступило известие о капитуляции Варшавы.
Одновременно поляки решили попробовать установить предназначенные для "Ястребов" двигатели, коих имелось 300 штук, на PZL-11, получив таким образом модификацию PZL-11G "Кобуж" ("Сокол"). В сочетании с обтекателями колес и закрытой кабиной это позволяло с относительно малыми затратами нарастить скорость машины с 375 до 400 км/ч, а потолок - с 8500 до 10000 метров. Не бог весть что, но лучше того, что было.
Но и на эту операцию времени уже не хватило. К началу германского вторжения поляки успели переоборудовать всего один самолет, который принял участие в сентябрьских боях, согласно польским данным, сбил два немецких бомбардировщика (неизвестно, насколько достоверны эти данные) и был уничтожен при штурмовке аэродрома. Еще несколько машин досталось немцам в заводских цехах в процессе переделки.
На заставке - PZL-50, компьютерная графика Войцеха Неветовского.
Oкраска прототипа PZL-50 на испытаниях и фантазийный камуфляж серийной машины с эмблемой 113-й истребительной эскадры польских ВВС.
Немцы на фоне недостроенного второго прототипа PZL-50.
Компьютерный рисунок PZL-11G.