Ровно 115 лет назад в Санкт-Петербурге впервые поднялся в воздух первый военный дирижабль, принятый на вооружение российской армии и получивший название "Лебедь". Он был заказан во Франции, на уже довольно широко известной дирижаблестроительной фирме "Лебоди" и построен по проекту инженера Анри Жюлио. Кстати, французы назвали его "Россией" (La Russie), но у нас это имя не прижилось, а вместо него употреблялось переделанное в "Лебедя" название фирмы-производителя.
Конструкция, "Лебедя" во многом повторяла предыдущую разработку Жюлио - дирижабль "Республика", построенный в 1908 году для французской армии. Это воздушное судно полужесткой конструкции (мягкий тканевый баллон крепился к жесткой овальной силовой раме, сваренной из тонкостеннных стальных труб, а гондола висела под ней на тросах) имело длину 61,4, максимальный диаметр - 11 м, объем - 3700 кубометров и поднимало до 900 кг полезной нагрузки на высоту 2000 метров, что считалось неплохой грузоподъемностью.
Бензиновый двигатель водяного охлаждения "Панар-Левассор" мощностью 70 л.с. работал через редуктор-разветвитель на два четырехлопастных пропеллера, обеспечивая дирижаблю скорость до 36 км/ч в спокойной атмосфере. Запаса горючего хватало на 10 часов полета.
Дирижабль был зачислен в штат Офицерской Воздухоплавательной школы и довольно долго использовался для подготовки экипажей и наземных команд для управляемых аэростатов российского воздушного флота. А также - для различных экспериматов, в частности, в 1912 году на нем впервые в России проводились опыты по обстрелу с воздуха наземных целей из ручных пулеметов "Мадсен".
Опыты были признаны успешными, однако, предельная высота прицельного пулеметного огня из гондолы дирижабля делала этот громоздкий и малоподвижный воздушный корабль слишком уязвимым для ответного огня с земли, а потому от идеи применения дирижаблей в качестве штурмовиков пришлось отказаться.
К началу Первой мировой войны "Лебедь" еще оставался в строю, но из-за сильного износа на фронт его не послали, а в 1915 году - списали и отправили на слом.
"Лебедь" возле ворот эллинга.
"Лебедь" в полете.
Гондола "Лебедя" крупным планом и персонал Петербургской воздухоплавательной школы. Как видите, этот аппарат брал на борт до девяти человек - весьма солидный показатель, по тем временам,