Небесный лорд

Sep 04, 2024 22:21



Ровно 75 лет назад, 4 сентября 1949 года впервые поднялся в воздух прототип огромного межконтинентального авилайнера Бристоль "Брабазон". Это был крупнейший самолет, когда-либо построенный в Великобритании и названный в честь лорда Джона Мур-Брабазона - одного из основоположников английской авиации.

Его размеры впечатляли: размах крыла - 70 м, длина фюзеляжа - 51 м, взлетная масса - более 130 тонн, диаметр двухпалубного фюзеляжа - 5 м. Не менее впечатляющей была и силовая установка - восемь 18-цилиндровых звездообразных поршневых двигателей Бристоль "Центавр" суммарной мощностью 16 тысяч лошадиных сил.

Моторы стояли внутри толстого крыла в четырех спарках, под углом друг к другу и вращали через конические редукторы восемь соосных трехлопастных винтов, позволяя самолету развивать скорость 480 км/ч на максимальном режиме и 400 км/ч - на крейсерском. Внутри герметичного фюзеляжа располагались двухместные спальные купе на 50 пассажиров, каюты экипажа, ресторан с кухней и даже бар с небольшой танцплощадкой. Также предусматривался вариант эконом-класса без всего этого великолепия, зато вмещавший 180 пассажирских кресел.

Гигантский самолет успешно прошел испытания и произвел фурор на Парижском авиасалоне. Но экономические расчеты показали, что он получился слишком дорогим и коммерчески невыгодным. Цена билетов, при которой эксплуатация авиалайнера была бы оправданной, получалась просто фантастической. А для экономичного варианта, исходя из тогдашних и прогнозируемых объемов авиаперевозок, не было достаточного числа пассажиров.

К тому же, на смену поршневым машинам уже шли реактивные авиалайнеры, летавшие почти вдвое быстрее. И всем было ясно, что за ними будущее. В результате "Брабазон" так и не вышел на регулярные авиалинии. Последний гвоздь в гроб этого амбициозного проекта, обошедшегося фирме Бристоль более чем в миллион фунтов стерлингов (почти 4 миллиона долларов, по тогдашнему курсу) загнало обнаружение в 1951 году усталостных трещин в конструкции крыла.

После этого самолет отстранили от полетов, а в 1953 году символ угасающей воздушной мощи бывшей великой империи, "над которой никогда не садилось Солнце", сдали в металлолом.



"Брабазон" на обложке журнала "Эйрплейн" и частичный разрез машины с показом двигательных агрегатов.



Мотоустановки крупным планом и основная опора шасси.



Разрез фюзеляжа авиалайнера смешанной компоновки со спальными купе и сидячими местами, вверху - силовые установки и лестница между верхним и нижним уровнями салона.



Прототип "Брабазона" в сборочном цехе.



Чертеж авиалайнера. Верхние капоты внутренних двигателей сняты.



"Брабазон" после выкатки из цеха. Рядом для контраста поставлен истребитель Бристоль "Файтер" времен Первой мировой войны, чтобы продемонстрировать прогресс, достигнутый фирмой "Бристоль" за 30 лет. Однако жить этой фирме оставалось недолго: в 1959 году она вошла в состав концерна ВАС.



"Брабазон" заходит на посадку. Первоначально эта машина летала в натуральном цвете алюминия, отполированного до зеркального блеска, но потом ее целиком окрасили в снежно-белый цвет, что, кстати, добавило несколько десятков килограммов веса.

транспорт, техника, авиация, Англия, дизельпанк, История, экзотика

Previous post Next post
Up