Бездарно "слитая" победа

Sep 04, 2024 12:43



Я едва не упустил важную историческую дату: вчера исполнилось ровно 120 лет со дня окончания 10-дневного сражения за город Ляоян - одной из решающих битв русско-японской войны 1904-05 годов. В этом сражении русская армия под командованием генерала Куропаткина, защищая город от наступавшей на него японской армии маршала Ивао Оямы, отразила все атаки и нанесла противнику серьезные потери, значительно превышавшие ее собственный урон. В начеле сентября Ояма был вынужден прекратить штурм. Более того, в ночь на 3 сентября он, видя бесплодность своих усилий, отдал приказ об отступлении от города.

Однако дальше случилось то, что, на мой взгляд, граничило с внезапной паникой и утратой адекватности: Куропаткин, не знавший о приказе Оямы, значительно переоценивший силы противника и опасавшийся окружения (как впоследствии оказалось, - безосновательно), вдруг приказал оставить Ляоян и отойти на 300 километров к северу, к городу Мукден.

Тем самым он привел врага в большое изумление (поначалу Ояма даже подозревал, что это ловушка). А также - он отказался от попыток прорваться на выручку осажденному Порт-Артуру, поставив его в безвыходное положение. Учитывая многократное численное превосходство осаждавших над гарнизоном крепости, ее падение стало лишь вопросом времени, а шансы на спасение исчезли.

Фактически, после Ляояна стало понятно, что Россия проигрывает войну, хотя, боевые действия продолжались еще почти год. Между тем, к началу Ляоянского сражения, в распоряжении Куропаткина реально были 128 тысяч солдат и офицеров (а всего на фронте - 170 тысяч) и 606 орудий, а у Оямы - 126 тысяч и всего 484 пушки.

Несмотря на отсутствие численного превосходства и нехватку артиллерии, японцы яростно атаковали, потеряв за 10 дней 5537 человек убитыми и 18603 - ранеными. Наши потери были меньше: 3611 убитых и 14301 раненый. Таким образом, к завершению боев за город соотношение сил изменилось еще больше в пользу русской армии. И тем не менее...

Произошедшее можно отчасти объяснить личными качествами Куропаткина (как много в истории порой зависит от психики одного человека). По словам его бывшего командира на Русско-турецкой войне 1877-78 годов - генерала Скобелева, Куропаткину нельзя было отказать в личной храбрости, но как только ему приходилось принимать командные решения, это качество его покидало. Он становился робким, нерешительным, чрезмерно осторожным и склонным к перестраховке.

Скобелев писал, что Куропаткина нельзя назначать на высокие посты, связанные с непосредственным руководством войсками в условиях боевых действий. Но, к сожалению, к его мнению не прислушались, поскольку, как это нередко бывало, возобладали другие мотивы. И к началу Русско-японской войны именно Куропаткин оказался во главе Маньчжурской армии, в которой было сосредоточено большинство российских войск на Дальнем Востоке.

А в октябре 1904-го, несмотря на, мягко говоря, странное поведение генерала при Ляояне, его повысили до главнокомандующего всеми наземными и морскими силами Российской Империи в Дальневосточном регионе. И на этой максимально высокой должности он в феврале 1905-го привел русскую армию к катастрофическому разгрому при Мукдене, но не понес за него никакой ответственности! Впрочем, это уже другая история.

На заставке - эпизод Ляоянского сражения на картине немецкого художника Фрица Ноймана. Японцы атакуют русские позиции.




Генерал Алексей Куропаткин и маршал Ивао Ояма.



Взгляд на Ляоянскую битву с двух сторон. Вверху - наступающие японцы, внизу - русские отбивают атаку.



Японская полевая батарея обстреливает Ляоян.



Командующий 1-й японской армией, наступавшей на левом фланге, - генерал Тамемото Куроки со своими адъютантами.



Рукопашная схватка и полевой перевязочный пункт русской армии под Ляояном.

армия, Маньчжурия, психология, Россия, русско-японская война, История, Япония

Previous post Next post
Up