Честь вместо жизни, пуля в висок.
Ровно 110 лет тому назад, в ночь с 29 на 30 августа 1914 года, в промокшем под холодным дождем сосновом лесу неподалеку от прусского городка Вилленбург застрелился командующий 2-й армией Российской Империи генерал от кавалерии Александр Самсонов. К этому роковому шагу его подвигли мрачные доклады о том, что армия окружена и деморализована, попытка прорыва из окружения не удалась, а впереди ее ждет гибель или плен.
Так и случилось, однако, подчиненные Самсонова не поддержали его самурайский почин. В ближайшие дни в Восточной Пруссии безропотно сложили оружие 92 тысячи солдат и офицеров, в том числе 13 генералов. Ничего подобного не бывало никогда ранее в российской военной истории.
Общие потери 2-й армии, которые толком никто не считал, составляли, по разным оценкам, от 122 до 170 тысяч убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, включая дезертиров. Такой колоссальный разброс говорит о том, что учет "человеческого материала" в царской армии был чисто номинальным.
Немцам достались в качестве трофеев 230 артиллерийских орудий, сотни пулеметов и масса другого военного имущества. При этом немецкие потери, задокументированы куда более скрупулезно, с традиционным германским педантизмом. Они насчитывали всего-навсего 1726 убитых, 7640 раненых или травмированных и 4686 пропавших без вести. В совокупности - 13873 человека. Как говорится, без комментариев.
Так менее чем через месяц после начала Первой мировой войны закончился наш "восточно-прусский блицкриг", а вместе с ним рухнули надежды царского двора на быстрое и победоносное завершение войны. Честно говоря, я вообще не могу понять, на чем были основаны эти явно неадекватные надежды, и как российские стратеги намеревались захватывать железобетонные форты германских крепостей, учитывая, что в русской армии к началу войны фактически не было осадной артиллерии? Каким образом они собирались штурмовать мощные укрепления Кенигсберга, до которых русская армия так и не дошла?!
Первая мировая война, которая, по всем довоенным прогнозам, должна была завершиться "до осеннего листопада", как известно, затянулась на годы и стала казаться бесконечной, а царская Россия с ее рахитичной экономикой, архаично-феодальной политической системой и высоким градусом социальной напряженности этого не выдержала. И через три года хлопок револьверного выстрела в прусском лесу отозвался гулким эхом залпа "Авроры" в центре российской столицы. Но это уже другая история.
На заставке - пробитая осколком немецкого снаряда пряжка русского солдата, недавно найденная археологами на месте гибели армии Самсонова.
Карта-схема Восточно-Прусской операции. Обращает на себя внимание глубокий обходной маневр 1-го германского армейского корпуса генерала Франсуа от Кенигсберга к Зольдау, приведший к окружению и разгрому авангарда 2-й армии Самсонова. Этот маневр не был своевременно выявлен русской разведкой, что и привело к катастрофе.
Начало вторжения на германскую территорию было для русских в целом вполне успешным, что отражено на этой духоподъемной картине художника Аверьянова.
Фельдмаршал Пауль фон Гинденбург показывает кайзеру Вильгельму план контрнаступления в Восточной Пруссии.
Слева - солдаты германского ландвера (резервисты старших возрастов) направляются на восточный фронт в августе 1914 года. Именно эти немолодые и зачастую не совсем здоровые резервисты составляли основу войск, которые отразили наступление русских армий генералов Ренненкампфа и Самсонова на Кенигсберг и нанесли им сокрушительное поражение. Справа - обмундирование немецких солдат и ополченца того периода.
Германский разведывательный аэроплан Этрих "Таубе". Благодаря экипажам этих машин штаб Гиденбурга был в курсе всех действий и перемещений русских войск в Восточной Пруссии.
Русский разведчик "Фарман" HF-16. К сожалению, наша авиация проявила себя в Восточно-прусской операции гораздо менее эффективно, чем германская. Почти все российские аэропланы в первые же дни боев вышли из строя из-за поломок, либо были сбиты ружейно-пулеметным огнем немецких или своих собственных войск, которые азарно палили по любому самолету, пролетавшему над их головами. А остальные так и не смогли вскрыть местоположение вражеских корпусов и дивизий.
Немцы осматривают разбитый музыкальный обоз армии Самсонова.
Русские пленные, захваченные в Восточной Пруссии, для которых война закончилась, едва начавшись, уже в сентябре 1914-го. Нижний снимок поистине впечатляет...
Немецкие войска вступают в отбитый у русских город Танненберг.
Немецкая пропагандистская картина, изображающая полевой командный пункт фельдмаршала Гинденбурга и конвоируемых мимо него русских пленных.
Еврейская карикатура на разгром российских войск в Восточной Пруссии.
Жутковатый мемориал в виде стилизованного рыцарского замка, построенный немцами в 1920-е годы в месте победы над армией Самсонова. В начале 1945 года при отступлении из Восточной Пруссии гитлеровцы его взорвали, чтобы он не достался советским войскам.