Ровно 160 лет назад, 24 августа 1864 года, в Кронштадте был спущен на воду первый российский казематный броненосец (в тогдашней терминологии - бронефрегат). Этот крупный корабль полностью отечественной постройки, включая паровую машину, получил название "Севастополь". Броненосец водоизмещением 6800 тонн и длиной 91 метр приводил в движение двухцилиндровый двигатель Ижорского завода мощностью 3800 лошадиных сил, который обеспечивал скорость 13 узлов. В дополнение к нему имелось полноценная трехмачтовая парусная оснастка класса "барк".
Корпус корабля был сделан из дуба с отдельными железными силовыми элементами и обшит броневыми плитами толщиной от 114 мм в центре до 75 мм в носу и на корме. Эта броня хорошо выдерживала ядра гладкоствольной артиллерии, но против крупнокалиберных бронебойных снарядов нарезных орудий, быстро входивших в употребление в 1860-е годы, она была явно слабовата. Поэтому "Севастополь" прослужил относительно недолго.
Войдя в строй в 1865 году, он уже в 1877-м был исключен из боевого состава, а в 1886-м - окончательно списан и отправлен на слом. Участвовать в боевых действиях ему не довелось. Однако в течение первых нескольких лет после принятия на вооружение он являлся флагманом российского Балтийского флота.
Немного других характеристик. Вооружение "Севастополя" первоначально состояло из 32 гладкоствольных 60-фунтовых (196-мм) чугунных пушек Баумгарта образца 1855 года. Позже их заменили на 15 (14 бортовых и одно кормовое) восьмидюймовых (203-мм) нарезных дульнозарядных орудий. Экипаж - 609 офицеров и матросов, закупочная цена корабля без вооружения - один миллион 669 тысяч рублей.
На заставке - бронефрегат "Севастополь", а слева на заднем плане - парусно-паровой клипер "Абрек". Картина А.П. Алексеева.
Схематический чертеж "Севастополя". К сожалению фотографии и нормальные чертежи бронефрегата почему-то отсутствуют напрочь, что довольно странно.