Стрелка у Мелории

Aug 06, 2024 13:27



Давненько дело было, но старики, вроде меня, еще помнят. Короче, ровно 740 лет назад, 6 августа 1284 года, дерзкая пизянская братва, не поделив местный базар с отвязными генуэзцами, забила им стрелку возле островка Мелория у западного побережья Италии. Их не пантануло то, что генуэзцы давно прослыли на раёне самыми безбашенными отморозками и не случайно носили погоняло "диаволи ди маре", перевод, я думаю, изишен.

А зря не пантануло. За свою борзоту пизюки огребли по полной, причем в прямом смысле слова, так как обе шоблы приплыли на стрелку в больших гребных корытах, в просторечии именуемых галерами. Огребание выглядело примерно так, как на верхней картинке. По крайней мере, так его представлял себе итальянский художник XVIII века Джованни Давид.



Пизюки выкатили аж 103 галеры и за нехилые бабки наняли командовать ими фартового венецианского пахана Альберто Морозини, а его помощником назначили местного графа Уголино делла Жерардеска. Однако лишь 10 пизянских корыт были полностью укомплектованы более-менее крутыми мореманами, а остальные - по большей части - мобилизованными фраерами, которые и веслами-то толком махать не умели. С такой босотой даже сам Морозини натурально облажался.

"Морским дьяволам" хватило 76 галер, чтобы отпизить пизян нипадецки. В результате из всего пизянского флота спаслись только 28 посудин, которые рванули когти во главе с Жерардеской, а все остальные были потоплены таранными ударами, либо захвачены абордажными командами. Этот злоепический разгром пизюков итальянцы с тех пор называют кратким, но ёмким словом "пизец", которое вы наверняка где-то слышали, даже если никогда не бывали в Италии. А отвязные генуэзцы потерь в кораблях не имели.

Если верить правдивым летописям, то в разборке у Мелории полегло и потонуло более пяти тысяч пизянских братков, а еще 11 тысяч загремело на кичу. Таким образом, разборка, прикиньте, вышла покруче Трафальгара и Цусимы, где потери проигравших были меньше. Но это, опять же, если верить летописям.

А граф Жерардеска, вернувшись в Пизу, вскоре сам заделался паханом, правда, затем его скинули и вместе с многочисленным потомством замуровали в башне, где он сандальнул с голодухи, ибо нефиг.



Слева - незадачливый пизянский пахан Уголино делла Жерардеска на портрете XVIII века, сходство которого с оригиналом основано лишь на фантазии автора. А справа - тот же персонаж голышом страдает от голода со своим потомством, композиция французского скульптора XIX века Виктора Теребо.

Италия, флот, Писец, История, средневековье

Previous post Next post
Up