Есть поговорка: "Не важно, кто победил. Важно, что об этом потом напишут историки". И пропагандисты, добавлю я от себя. Первое крупное сражение созданного Петром русского флота, состоявшееся ровно 310 лет тому назад, 27 июля 1714 года (по старому стилю), - один из ярчайших примеров того, как потомки участников одного и того же боя благодаря местным историкам воспринимают его итоги с диаметрально противоположных позиций.
Согласно российской версии, петровский флот в составе 99 галер, скампавей и мелких вспомогательных судов заблокировал в финских шхерах у полуострова Гангут эскадру шведского адмирала Эреншельда - 17-пушечный шхерный фрегат (прам) "Элефантен", шесть галер и три шхербота. После отказа шведского адмирала спустить флаги русские галеры на веслах устремились в атаку.
Полностью реализовать громадное численное превосходство российского флота было невозможно, поскольку в довольно узком проливе, где проходило сражение, он просто не умещался. Поэтому непосредственно в бою участвовал только авангард - 23 галеры, а остальные лишь издалека наблюдали за происходящим.
Несмотря на артиллерийский огонь, атакующие галеры сблизились с шведскими судами, взяли их на абордаж и после ожесточенных рукопашных схватки - захватили одно за другим. Последним сдался флагманский фрегат Эреншельда. В плен попало 580 моряков, включая раненых, во главе с самим адмиралом, еще 361 человек погиб. Наш флот потерял 125 человек убитыми и 342 - ранеными, потерянных кораблей не было.
Так выглядит Гангутская баталия в нашей историографии, однако, шведы описывают это сражение совсем по-другому. Признавая, что в итоге все их корабли оказались захваченными, они на голубом глазу заявляют, что этот "незначительный" успех достался русским огромной и прямо-таки неимоверной ценой. Петровский флот якобы трижды (!) ходил в атаку на шведскую эскадру, но дважды был отбит, потеряв более 50 галер (!!!) и не менее 3000 человек убитыми и утонувшими.
На этом фоне сдача врагу десяти кораблей, три из которых - мелкие шхерботы, выглядит чуть ли не победой. Этот бред был изложен в рапорте вернувшегося из плена Эреншельда. которому грозил трибурнал, но на основании столь героического доклада его освободили от отетственности и, вроде бы, даже наградили. Почему-то, ни у кого в Стокгольме не возникло сомнений в правдивости его повествования. Очевидно, просто не было желания сомневаться.
В общем, классическая скандинавская сага о том, как горстка отважных и могучих викингов сражалась с несметными ордами диких троллей, убивая их тысячами. Ознакомиться с ней можно, например,
здесь (Раздел "Casualties and Losses: Swedish accounts"). Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что за пределами Швеции больше доверяют, все-таки, русской версии гангутского боя, поскольку шведская выглядит совсем уж неадекватно.
Схема маневрирования русской и шведской эскадр перед началом битвы.
Схема Гангутского сражения.
Командиры руского флота при Гангуте: адмирал Федор Апраксин и бомбардир Петр Алексеев.
Русская тяжелая трехмачтовая 50-весельная (по 25 на борт) галера "Двина" венецианского типа. Вооружение - три пушки на колесных лафетах и 12 вертлюжных фальконетов, длина - 48,5 метров.
Русская двухмачтовая 36-весельная скампавея (небольшая быстроходная галера) - участница Гангутской баталии. Вооружение - две 12-фунтовые пушки, длина - 30 метров.