Ровно 160 лет назад, 11 июля 1864 года, армия генерала Конфедеративных Штатов Америки Джубала Эрли предприняла попытку захватить столицу США - город Вашингтон. Это было последнее, на сегодняшний день, вооруженное посягательство на город, названный в честь первого американского президента.
Впрочем, попытка изначально была безнадежной, поскольку Вашингтонский укрепрайон защищали более 30 тысяч солдат и 486 орудий, а у конфедератов после боя на реке Монокаси осталось всего 13 тысяч бойцов с парой десятков полевых пушек.
После
победы на Монокаси, солдаты Эрли по широкой дуге обогнули Вашингтон и в полдень 11 июля вышли к нему с севера, полагая, что на этом, тыловом направлении городские укрепления окажутся более слабыми. Однако там тоже стояла цепочка фортов, хотя и более редкая, чем на юге.
Осмотревшись на местности, генерал решил прорывать оборонительный периметр на участке форта Стивенс, который был меньше соседнего форма Слокам и не стоял на возвышенности за рекой, как расположенный с другой стороны форт Де Русси.
Но атаковать сходу генерал не решился, поскольку стояла удушающая жара, а его солдаты сильно устали от долгого марша. Штурм отложили до вечера. Это была ошибка, поскольку северяне успели перебросить подкрепления на угрожаемый участок.
Кроме того, южане обнаружили в подвале занятого ими поместья некоего Монтгомери Блэра множество бочек виски. Разумеется, они не преминули воспользоваться этим подарком судьбы, а крепкий алкоголь на жаре и без закуски валил с ног не хуже картечи. И уже через пару часов значительная часть армии Эрли утратила боеспособность.
В результате, от генерального штурма пришлось отказаться. Вместо этого конфедераты вступили с гарнизоном форта в снайперскую и артиллерийскую дуэль. Но в этом деле они оказались в заведомо невыгодном положении, поскольку тяжелые крепостные орудия наносили куда более серьезный урон, чем их легкие полевые пушки. К тому же, 24-фунтовки фортов стреляли дальше. Примерно в 6 часов конфедераты предприняли разведку боем, чтобы захватить передовые пикеты форта, но их атака была отбита.
Перестрелка продолжалась всю ночь, а на следующее утро в форт Стивенс прибыл со свитой сам президент Линкольн. Он произнес перед солдатами прочувственную речь о том, что велика Америка, а отступать некуда, позади Вашингтон! Потом президент, хотя его и отговаривали, взобрался на бруствер, чтобы свысока посмотреть на южан в подзорную трубу. Свита, не желая прослыть трусами, полезла за ним.
Разумеется, эта живописная группа сразу привлекла внимание вражеских снайперов. В метре от Линкольна просвистела пуля, тяжело ранив его личного врача, однако, президент не дрогнул и не проявил испуга, а храбро сиганул с бруствера и уехал в Белый дом. В 1920 году на месте этого подвига американцы торжественно установили мемориальную доску.
12 июля Эрли так и не осмелился на штурм, а пушки северян продолжали выкашивать его армию. Во второй половине дня федералы предприняли успешную вылазку силами двух пехотных бригад, зачистив от вражеских стрелков прилегавшую к форту территорию. Вечером генерал конфедератов, который уже давно понял, что вашингтонский орех ему не по зубам, приказал отступать. Двухдневное противостояние у форта Стивенс обошлось северянам в 372 убитых и раненых, большинство из которых они потеряли во время вылазки.
Потери южан точно не подсчитаны и приблизительно оцениваются в 500 убитых и пропавших без вести. В стратегическом плане конфедераты ничего не добились, так как юнионисты, вопреки надеждам генералов Ли и Эрли, не отозвали с позиций под Ричмондом и Петербургом для защиты Вашингтона ни одного солдата.
На заставке - современная картина, на которой Линкольн демонстрирует отвагу на бруствере форта Стивенс.
Солдаты и офицеры вашингтонского гарнизона возле входа в один из бастионов городского оборонительного периметра.
Общий вид того же бастиона, окруженного земляным валом, неглубоким рвом и засекой из поваленного кустарника.
Барбетная батарея форта Стивенс с пушками на полевых лафетах.
Еще один снимок форта с другого ракурса. Офицеры позируют на том самом бруствере, на котором под огнем бравировал Линкольн.
Французский военный атташе в США, полковник Филипп Режи де Тробриан осматривает тяжелое крепостное орудие одного из вашингтонских фортов.
Карта-схема неудачной атаки конфедератов на форт Стивенс и контратаки федералов.
Мемориальная доска в честь подвига президента Линкольна на защите Вашингтона.
Современный вид форта Стивенс, превращенного в мемориальный объект с установленными на нем 24-фунтовыми нарезными орудиями Пэррота. В правом углу, возле "красного" куста, виден камень с прикрепленной к нему "линкольновской" мемориальной доской.