Сегодня - знаменательная дата у замечательных людей с чистыми руками, горячими сердцами и холодными головами, которые, почему-то, до сих пор вызывают у некоторых неоднозначные эмоции. Ровно 90 лет назад, 10 июля 1934 года Центральный Исполнительный Комитет СССР по инициативе ЦК ВКП(б) принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата Внутренних Дел", сокращенно - НКВД.
Поздравляю всех причастных к этой достославной организации, ну, а поскольку мой блог называтся "Авиамастер", на авиации мы и остановимся. Как у всякой солидной военизированной структуры ХХ века, у НКВД, помимо всего прочего, были собственные воздушные силы и свои летные кадры. Вверху помещено изображение их форменной нарукавной нашивки.
В состав воздушного флота НКВД входила пограничная авиация, а также транспортные, пассажирские, связные и учебные машины, которые обслуживали различные организации и ведомства, подчиненные руководству Комиссариата. Они выполняли самые разные задачи, от патрулирования границ до перевозки арестованных и вывоза золота с колымских приисков.
По состоянию на апрель 1941 года в НКВД насчитывалось 120 самолетов, в том числе шесть МП-1 (гражданский вариант летающей лодки МБР-2 с мотором М-17), восемь МП-1бис с моторами М-34, 35 П-5бис (невооруженная гражданская версия разведчика Р-5), шесть ПЛ-5 ("Пассажирский лимузин" - еще одна гражданская модификация Р-5 с кабиной повышенной комфортности), две летающие лодки Ш-2, 31 У-2, 15 У-2СП (связной, пассажирский), пять С-2 (санитарный вариант У-2) и пять ПС-7 (пассажирская модификация двухмоторного разведчика Р-6).
Вот снимки некоторых из этих и более ранних чекистских машин, а также тех, кто на них летали.
Самолет Р-5 (или П-5) с характерной надписью на борту, снимок ташкентского фотокорреспондента газеты "Правда Востока" Макса Пенсона.
Несколько самолетов того же типа из 1-го авиаотряда НКВД Узбекской ССР на Ташкентском аэродроме. На фюзеляжах, вероятно, нанесены зеленые круги с вписанными в них красными звездами (эмблема пограничной авиации).
Радиофицированный Р-5 одного из погранотрядов НКВД с аналогичной эмблемой на хвосте, обведенной белой окантовкой.
МБР-2 одного из пограничных авиаотрядов. На фюзеляже и на плоскостях - звезды в зелено-синих кругах - опознавательные знаки морской пограничной авиации НКВД 1930-х годов.
МБР-2 командира 2-й отдельной Камчатской пограничной эскадрильи М.И. Пармичева, зима 1934 г. Под крылом видны бомбодержатели.
На некоторых снимках самолеты советской пограничной службы 1930-х годов имеют другой отличительный признак - зеленый руль поворота с двумя горизонтальными белыми полосами.
Последствия аварии самолета ПС-7 авиации Дальстроя НКВД, произошедшей в Чокурдахе 30 июня 1941 года. Самолет при разбеге налетел поплавком на плывущее по реке бревно и перевернулся. Как ни странно, при этой аварии никто не пострадал.
Летчики и сотрудники Ухтпечлага НКВД возле самолета Р-1, 1930-е годы.
Личный состав одного из авиаотрядов погранохраны НКВД, 1939 год.
Группа выпускников авиационного отделения Харьковского училища НКВД им. Дзержинского, 1939 год. Обратите внимание, что строевых летчиков к тому времени уже переодели в неказистые мешковатые гимнастерки, но курсанты все еще ходили в красивой форме с френчами, белыми рубашками и галстуками.
Этот снимок времен войны имеет к НКВД лишь косвенное отношение, но мне он понравился колоритными "граффити" на борту бомбардировщика Ил-4 - "Дальневосточный чекист" и "Дальстроевцы". Самолет построен на средства, собранные работниками Дальстроя.
Образцы униформы офицеров пограничной авиации НКВД.