Могучий малыш

Jun 29, 2024 13:06



Ровно 85 лет назад, 29 июня 1939 года, в разгар боев на Халхин-Голе, впервые поднялся в воздух прототип самолета под шифром "Изделие №7", он же третий опытный экземпляр истребителя И-207 с мотором М-62. Как видите, это был биплан, казалось бы, - морально устаревшая аэродинамическая схема, от которой к концу 1930-х годов повсеместно отказывались. Однако, на мой взгляд, И-207, если бы к нему отнеслись с должным вниманием, был по-своему весьма удачен и мог сыграть важную роль в предстоящей войне.

Только не в роли "чистого" истребителя, которая ему не подходила из-за недостатка скорости (на испытаниях он развил всего 437 км/ч, что сочли явно недостсточным), а в качестве легкого штурмовика и пикирующего истребителя-бомбардировщика. Который мог бы стать простой и дешевой, но вполне достойной заменой "летающему танку" Ил-2. Однако, из-за косности и недальновидности советского военно-политического руководства этот перспективный проект был закрыт, а самолет так и не поступил на вооружение.

Изначально И-207 создавался как легкий маневренный истребитель с очень компактными размерами (размах - 6,97 м, длина - 6,34 м) и уникальной аэродинамической схемой свободнонесущего бесстоечного биплана. Такая схема позволяет максимально использовать достоинства бипланной компоновки и одновременно - минимизировать ее недостатки.

Но, поскольку в качестве истребителя И-207 не показал преимуществ перед уже запущенным в серию полуторапланом И-153 с тем же двигателем, летом 1940-го его решили переделать в пикирующий бомбардировщик, оснастив подкрыльевыми бомбовыми подвесками. И тут случлось "чудо". Крохотный самолетик оказался способным взлетать с двумя 250-килограммовыми бомбами! Более того, согласно отчету об испытаниях, И-207 с такой нагрузкой продемонстрировал хорошую стабильность, управляемость и устойчивость в пикировании. Вдобавок, самолет был несложен в производстве и эксплуатации.

Чтобы было понятнее, что это означало на практике, вспомним, что стандартную боевую нагрузку вдвое более крупного и тяжелого "летающего танка" Ил-2 составляли всего-навсего 400 кг бомб или ракет. Только в перегрузку одноместный вариант Ил-2 мог поднять 600 кг, но когда на борту появился стрелок эта возможность исчезла, а предельная грузоподъемность окончательно "ужалась" до 400 кг. Что и неудивительно, поскольку основным тяжким бременем, которое приходилось таскать "илу", был его собственный бронекорпус, весивший более восьми центнеров.

Влобавок, Ил-2 не обладал способностью бомбить с пикирования, а широкое крыло в значительной мере перекрывало летчику обзор вниз, поэтому он сбрасывал бомбы почти вслепую. Разумеется, ни о какой точности речь не шла, а эффективность боевого применения "илов" против малоразмерных целей, например, кораблей или мостов, была удручающе низкой. Фактически он мог попасть в них только случайно.

При этом относительно крупные размеры самого Ил-2 в сочетании со слабой маневренностью делали его легкой мишенью для вражеских зениток и истребителей, а броня далеко не всегда спасала от обстрела. Попасть в маленький и гораздо более верткий И-207 немцам было бы намного сложнее, а без бомб этот самолет мог вести маневренный воздушный бой как полноценный истребитель, используя четыре синхронных пулемета ШКАС.

Более того, имелась возможность оснащения И-207, вместо бомб, съемными подкрыльевыми контейнерами с 20-миллиметровыми пушками, что превращало машину в штурмовик с более мощным наступательным стрелковым вооружением, чем у Ил-2!

Если же сравнить И-207 с немецким аналогом - истребителем-бомбардировщиком "Хеншель-123", то сразу бросается в глаза значительно более высокая скорость нашей машины: 437 км/ч против 340 км/ч, дальность без ПТБ - 640 км против 480 км и скороподъемность - 1090 м/мин. против 900 м/мин. А после оснащения И-207 убирающимся шасси и более мощным мотором М-63 его максимальная скорость достигла 486 км/ч.

Кроме того, стандартным стрелковым вооружением И-207, были четыре синхронных пулемета, а не два, как у "Хеншеля". В общем, полное превосходство по всем статьям, достигнутое за счет более высокой энерговооруженности и гораздо более совершенной аэродинамики.

Однако "Хеншели" успешно отвоевали почти всю войну, вплоть до осени 1944 года, а И-207 остался в четырех опытных экземплярах, которые уже летом 1941-го отправили на слом. Зато распиаренный пропагандой Ил-2 был растиражирован в количестве 36 тысяч штук, став самым массовым военным самолетом в мировой истории и значительно поспособствовав росту боевых счетов немецких зенитчиков и истребителей.


Компоновочная схема И-207 с мотором М-62, внизу - фотография этой машины.





Первый прототип И-207, вышедший на испытания в мае 1937 года.





Второй прототип И-207/2.





Четвертый прототип, построенный и испытанный в 1940 году, оборудовали убирающимся шасси и подкрыльевыми бомбовыми подвесками, способными выдерживать суммарную нагрузку до 500 кг. Это был великолепный показатель, но в Кремле уже сделали ставку на "летающий танк".





И-207 с 250-килограммовыми бомбами на нивелировочном стенде.



Подвеска фугасных бомб ФАБ-250 под И-207 с помощью ручной лебедки.

ВВС, СССР, авиация, Интербеллум, История, экзотика

Previous post Next post
Up