Мал, но нахал

Jun 22, 2024 21:36



Среди любителей истории авиации распространено мнение, что американские боевые самолеты, начиная со времен Второй мировой войны, обычно были тяжелыми и громоздкими по сравению с машинами их оппонентов. В качестве примеров приводят "Хеллкэт", "Корсар", "Тандерболт", "Лайтнинг", "Скайрейдер", F-111, F-14 или "Фантом".

Казалось бы, - очень наглядно, однако, в истории американских ВВС были и противоположные примеры. Янки умели делать не только большие и дорогие, но и относительно мелкие и дешевые боевые машины, которые, тем не менее, оказывались вполне адекватными по критерию "стоимость/эффективность".

Ровно 70 лет назад, 22 июня 1954 года состоялся первый полет палубного истребителя-бомбардировщика Дуглас А-4 "Скайхок", который выпускался в течение 25 лет, был растиражирован в количестве 2960 экземпляров (что для "мирной" послевоенной эпохи довольно много) и состоял на вооружении ВМФ и Корпуса морской пехоты США аж до 2003 года.

"Скайхок" был настолько мал, что он свободно помещался на платформах лифтов-самолетоподъемников американских авианосцев времен Второй мировой даже без складывания консолей крыла (размах - всего 8,4 метра, - меньше, чем у И-16 и "Месершмитта"!). А по цене он получился в четыре раза дешевле "Фантома", но при этом его боевая нагрузка была всего вдвое меньше.

Кроме того, он, в отличие от "Фантома", изначально нес две встроенные в крыло 20-миллиметровые автоматические пушки, позволявшие вести ближний воздушный бой без применения самонаводящихся ракет. В общем, типичное воплощение концепции "дешево и сердито".

Однако, как известно, за все надо платить, в том числе и за дешевизну. Во Вьетнаме американцы потеряли 362 "Скайхока" и 130 их пилотов. Большинство их них было сбито зенитным огнем. Вторыми по численности эксплуатантами А-4 были евреи, которые тоже заплатили за его простоту и дешевизну немалую цену.

Израиль в конце 1960-х и в начале 1970-х годов получил в рамках военной помощи от США 217 "Скайхоков". Как минимум, 50 из них были сбиты всего за две недели "Войны Судного дня" 1973 года египетскими и сирийскими "Мигами", "Шилками" и ЗРК. В том числе девять или 10 штук арабы сбили в воздушных боях, а остальные стали жертвами наземной ПВО.

Еще одним крупным покупателем "Скайхоков" была Аргентина, которая приобрела 130 А-4 и активно применяла их против англичан в войне 1982 года за Мальвинские острова. Аргентинские пилоты "Скайхоков" сумели утопить эсминец "Ковентри", фрегаты "Ардент", "Антелоп" и военный транспорт-вертолетоносец "Сэр Галахэд", нанеся серьезные повреждения еще четырем боевым и транспортным кораблям. Платой за это стали 22 сбитые машины. По оценкам военных аналитиков, "Скайхок" оказался самым эффективным боевым самолетом Мальвинской войны. Впрочем, Аргентине это не помогло.

Последней войной, в которой применялись "Скайхоки", стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. В ней участвовали 29 кувейтских А-4, которые перелетели с Саудовскую Аравию при окупации Ираком Кувейта, а потом воевали на стороне коалиционных сил, нанося удары по наземным целям. Шесть из них были сбиты или разбились в авиакатастрофах.

В общем, самолет вписал свое веское слово в историю мировой боевой авиации. А на заставке - американские "Скайхоки" с авианосца "Интрепид" бомбят Вьетнам.



Первый прототип "Скайхока" ХА4D-1 на испытаниях в 1954 году.



Первый серийный экземпляр A4D-1, 1956 год.



Компоновочная схема "Скайхока" и образцы подвесного ворружения, которые можно было укрепить на подфюзеляжном и на четырех подкрыльевых пилонах. Общая масса боевой нагрузки составляла 3900 кг.



"Скайхоки" на палубе авианосца "Хэнкок".



"Скайхок" с авианосца "Бон Омм Ричард", оснащенный штангой для дозаправки в воздухе и тремя ПТБ.



Двухместный учебно-тренировочный "Скайхок" заходит на посадку с выпущенными тормозными щитками и крюком аэрофинишера.



"Скайхок" израильских ВВС.



"Скайхок" аргентинских ВВС.



Американский двухместный "Скайхок" из эскадрильи "Агрессор", которая во время военных учений изображала советские самолеты.


Образцы окрасок строевых "Скайхоков" авиации ВМС и Морской пехоты США. Сверху вниз:
Ранний "Скайхок" А-4А из эскадрильи "Вампиры", авиабаза "Чайна Лэйк", 1958 год.
"Скайхок" А-4Е с авианосца "Форрестол", 1967 год.
А-4Е с авианосца "Бон Омм Ричард", 1969 год.
А-4М из эскадрильи морской пехоты VMA-322, 1991 год.

Израиль, авиация, История, США, ВВС, Холодная война, Индокитай, Аргентина

Previous post Next post
Up