Ровно 70 лет назад, 16 июня 1954 года, на калифорнийской авиабазе "Эдвардс" совершил первый полет очень оригинальный истребитель-конвертоплан Локхид XFV-1 Salmon ("Лосось"). По замыслу разработчиков он должен был взлетать и садиться вертикально, по-вертолетному, опираясь на крестообразное хвостовое оперение, а в полете - принимать горизонтальное положение. При этом соосные подъемные винты превращались в тянущие, которые, согласно расчетам, должны были разгонять машину аж до 930 км/ч.
Поскольку управлять такой "каракатицей" никто не умел, решили для начала временно оснастить ее обычным шасси и первые взлеты/посадки производить в нормальном, самолетном режиме. Этот этап испытаний прошел успешно, "Лосось" нормально летал и слушался рулей. Но когда летчик попытался перевести его в вертикаль, оказалось, что мощность турбовинтового двигателя Allison VT-40 - 5300 лошадиных сил - явно недостаточна даже для удержания машины в режиме висения, не говоря уж о наборе высоты.
До установки более мощного силового агрегата о "вертолетном" взлете пришлось забыть. Однако разработка такого двгателя Allison T-54 в 7100 л.с. затянулась и в итоге не увенчалась успехом, а это поставило крест на всей программе. Тем более, что к тому времени уже летали первые сверхзвуковые машины, а максимальная скорость менее 1000 км/ч перестала считаться достаточной для перспективного истребителя. В июне 1955 года все работы по "Лососю" прекратили, а необычный самолет после 32 коротких полетов отправили в музей.
На заставке - XFV-1 в испытательном полете с временным неубирающимся самолетным шасси, которое в итоге оказалось постоянным.
Чертеж XFV-1 в испытательной конфигурации. Машина испытывалась без вооружения, а затем в контейнерах на концах крыла планировалось разместить по две 20-миллиметровые автоматические пушки, либо - две батареи из 24 70-миллиметровых неуправляемых ракет. Контейнеры были съемные и взаимозаменяемые, а в перегоночном режиме на их место можно было подвесить дополнительные топливные баки. В неподвижном носовом обтекателе перед винтами предполагалась установка радара.
Опробование двигателя XFV-1 на аэродроме.
Та же машина при виде сзади.
XFV-1 с раздвижной лестиницей-трапом для подъема пилота в кабину перед вертикальным взлетом.
Для техобслуживания самолет устанавливали горизонтально с помощью специальной гидравлической рампы.
XFV-1 в позиции вертикального взлета, который ни разу не состоялся. Предполагалось, что истребитель будет размещаться на палубах обычных боевых и транспортных кораблей (не авианосцев) для их защиты от вражеских бомбардировщиков, торпедоносцев и ближних ракетоносцев. Но эти планы так и остались на бумаге.