Цвет победы

Jun 04, 2024 22:11



Думаю, что всем, когда-либо имевшим дело с живописью, полиграфией, компьютерной графикой или дизайном, хорошо знаком ярко-пурпурный цвет маджента - один из четырех компонентов цветовой палитры CMYK. Однако наверняка мало кто знает, что этот цвет получил свое название благодаря сражению у итальянского городка Маджента, произошедшему ровно 165 лет назад назад, 4 июня 1859 года. Да, эта дата примечательна не только морскими баталиями, о которых я сегодня уже рассказывал

Дело в том, что маджента (он же солянокислый розанилин, он же фуксин) это не только синтетический краситель, но и антисептик, весьма эффективный против грибковых и стафилококковых инфекций. Именно в этом качестве недавно синтезированное вещество было впервые применено французскими военными медиками в битве при Мадженте для дезинфекции ран. Вот такая довольно неожиданная история.

Сражение при Мадженте произошло в ходе краткой франко-итало-австрийской войны, длившейся с 29 апреля по 11 июля 1859 года. Ее инициатором был король Сардинии Виктор-Эммануил, стремившийся изгнать австрийцев из Италии и объединить ее под своей властью. На его стороне выступил французский император Наполеон-III, которому Виктор-Эммануил пообещал за это область Савойя и город Ницца, заключив с французским монархом секретный договор.

Однако в Вене каким-то образом узнали о соглашении и решили нанести упреждающий удар. Королю был направлен ультиматум с требованием полного разоружения. Разумеется, Виктор-Эммануил его отверг. В ответ австрийская армия вторглась на территорию Сардинского королевства. Как только об этом узнали в Париже, Франция объявила Австрии войну.

Несмотря на скоротечность кампании, она ознаменовалась несколькими крупными сражениями, причем все их австрийцы продули. Сражение при Мадженте было предпоследним. В нем французская армия, состоявшая из двух корпусов, одним из которых командовал сам Наполеон, а другим - маршал Мак-Магон, решительно атаковала австрийскую армию под командованием фельдмаршал-лейтенанта (да, в Австрии было такое оригинальное воинское звание) Ференца Дьюлаи.

Австрийцы занимали сильные позиции на берегу реки Тичино и в самой Мадженте, превратив ее крепкие каменные дома в опорные пункты. Однако французам удалось форсировать реку по полуразрушенным мостам и за несколько часов упорных уличных боев - полностью зачистить город.

Этот успех говорит о весьма высоких боевых качествах тогдашних французских солдат и офицеров, тем более что армия Наполеона и Мак-Магона значительно уступала по численности противнику. В ней было около 50 тысяч пехотинцев и 1200 кавалеристов, а у Дьюлаи - 58 тысяч пехоты и 3400 - кавалерии. Кроме того, австрийцы имели 152 пушки, а французы - всего 87.

Тем не менее, исход битвы не вызывал сомнений. Австрийцы, выбитые из города, потеряли 1368 человек убитыми, 4358 - ранеными и 3987 - пленными. Французы - 657 убитыми, 3229 - ранеными и всего 546 - пропавшими без вести и пленными. Главную роль во взятии Мадженты сыграли пять тысяч французских пеших гренадеров, которые ловко забрасывали ручные гранаты в окна домов, обороняемых австрийцами.

На следующий день Дьюлаи получил значительные подкрепления, увеличившие численность его армии до 100 тысяч. Однако он так и не решился контратаковать, возможно, опасаясь, что французы тоже усилились. Вместо этого фельдмаршал-лейтенант приказал отступать к Милану, а потом еще дальше - к Мантуе. За такую осторожность, граничащую с трусостью, Дьюлаи был отстранен от командования. Австрийскую армию возглавил сам молодой император Франц-Иосиф, а под его мудрым руководством она получила финальный нокаутирующий удар в битве у Сольферино. Однако это уже другая история.

На заставке - картина "Битва при Мадженте" итальянского живописца Джероламо Индуно, на которой французские гренадеры, зуавы и пехотинцы с двух сторон теснят австрийцев на окраине города.



Битва при Мадженте по состоянию на тот момент, когда передовые отряды французов (красные) форсировали реку Тичино.



Наполеон-III (в центре на белом коне) среди офицеров и адъютантов во время битвы при Мадженте. Картина Джованни Фаттори. Интересно, что итальянский художник изобразил императора со спины, что в те годы было не принято в отношении коронованных особ.



Французские гренадеры ведут перестрелку с австрийской пехотой.



Основное оружие пехоты в битве при Мадженте - французская дульнозарядная капсюльная винтовка Тувенена со штыком-ятаганом и австрийская винтовка Лоренца аналогичной конструкции. Хорошо видно, насколько они похожи.



Французские ручные гранаты образца 1847 года с терочными и фитильным запалом. Занятно, что эти примитивные и небезопасные "бомбочки" сохранялись на вооружении французской армии вплоть до Первой мировой войны.



Уличный бой в Мадженте на на раскрашенной гравюре французского художника XIX века Адольфа Ивона.



Обмундирование французских солдат и офицеров времен войны 1859 года. Слева - направо: солдаты линейной пехоты, офицер зуавов и знаменосец гвардейских гренадер.



Мундиры австро-венгерских войск того же периода. Слева - австрийская пехота, в центре - венгерская пехота в своих "коронных" обтягивающих рейтузах, делающих солдат похожими на балерунов, справа - альпийский горный егерь.



Французы под огнем форсируют реку Тичино по дощатому настилу, уложенному взамен разрушенного мостового пролета.



Погибшие в сражении австрийские солдаты, собранные для захоронения в братской могиле на городском кладбище.

Австрия, армия, История, живопись, стимпанк, униформа, Италия, Франция, оружие

Previous post Next post
Up