Ровно 160 лет назад, 3 июня 1864 года, был решающий день 12-дневного сражения у поселка Колд Харбор в штате Вирджиния. В этой битве армии сепаратистов под командованием генерала Эдварда Ли, наконец-то, удалось остановить продвижение вдвое превосходившей ее по численности федеральной армии генерала Улисса Гранта менее чем в 20 километрах от столицы восставшего Юга - города Ричмонд.
В предыдущих битвах - при
Спотсильвании и на реке
Норт Анна Гранту ценой больших потерь, намного превышавших потери противника, дважды удалось преодолеть вражескую оборону и за 10 дней продвинуться почти на 100 километров в направлении Ричмонда. Но у Колд Харбора, на своем последнем рубеже, южане встали насмерть и не пропустили врага, хотя их было только 62 тысячи против 117 тысяч солдат и офицеров федеральной армии.
Первые атаки на позиции южан у Колд Харбора северяне произвели вечером 1 июня, но южане отбились. В течение следующего дня Грант наращивал силы для решающего удара, а солдаты Ли спешно возводили оборонительные сооружения, копая извилистые траншеи, делая засеки из поваленных деревьев и строя частоколы из вкопанных в землю кольев и бревен.
Рано утром 3 июня Грант послал в атаку сразу три пехотных корпуса генералов Смита, Райта и Хэнкока, общей численностью почти 40 тысяч человек. Но эта атака, несмотря на храбрость солдат в синих мундирах, буквально захлебнулась в крови. Когда северяне преодолевали заграждения, на них обрушился настолько плотный ружейный и артиллерийский огонь, что буквально за считанные минуты счет потерь пошел на тысячи.
На нескольких участках федералы не выдержали и бросились бежать, преследуемые выстрелами в спины. Кое-где значительно поредевшим и ослабленным колоннам атакующих удалось достичь вражеских окопов и вступить в рукопашную, но вскоре они были выбиты оттуда и тоже обращены в бегство.
Примерно в полдень Грант понял, что произошла катастрофа. Спланированная им фронтальная атака хорошо укрепленной позиции на широком, более чем пятикилометровом фронте по пересеченной местности, изрезанной оврагами и долинами ручьев, оказалась фатальной ошибкой. Посовещавшись с командующим Потомакской армией генералом Мидом, он приказал отвести войска на исходные позиции и начать окапываться.
С 4 по 11 июня федералы и конфедераты, сидя друг против друга в окопах, вели артиллерийские и снайперские дуэли, но атаковать снова Грант так и не решился. Ему уже сообщили, что в неудачном штурме погибли 1845 солдат и офицеров, включая нескольких генералов и полковников, 1816 пропали без вести, а 9017 получили ранения и, соответственно, тоже выбыли из строя. То есть, совокупные потери составляли почти 13 тысяч человек. Потери южан снова, как и в предыдущих боях, были гораздо меньше: 788 убитых, 3376 раненых и 1123 пропавших без вести.
12 июня Грант принял решение отказаться от попытки захватить Ричмонд (уже четвертой или пятой по счету с момента начала войны) и приказал начать общий отвод своих войск на юго-восток. У него родился новый план: совершить широкий обходной маневр, нанести удар с востока на запад, вдоль реки Джеймс и попытаться овладеть другим крупным административным, транспортным и промышленным центром Конфедерации - городом Петербург, где располагался железнодорожный узел, пороховой и свинцоволитейный заводы. Но это уже другая история.
На заставке - федералы с развернутыми знаменами атакуют под Колд Харбором. Для многих из них эта атака стала последней.
Карты боевых действий в районе Колд Харбора 1 и 3 июня 1864 года.
Командиры неудачного наступления - генералы Улисс Грант, Джордж Мид и Хорейш Райт, командир корпуса, атаковавшего центр сепаратистской позиции и понесшего наибольшие потери.
Грант с офицерами его штаба.
Одна из засек сепаратистов, которые задержали наступление федеральных войск.
Журнальная гравюра с изображением атаки федералов 3 июня 1864 года.
Фотография последствий этой или одной из соседних атак.
Останки многих солдат на поле сражения под Колд Харбором остались непогребенными. Их собирали и хоронили уже после войны специальные наемные команды, в основном состоявшие из чернокожих.
Бронзовые 24-фунтовые осадные мортирки Кохорна образца 1841 года, стрелявшие разрывными пороховыми бомбами. Батарею из семи таких мортир использовали федералы для обстрела позиций сепаратистов в битве при Колд Харборе, но им это не помогло.