Ровно 85 лет назад, 26 мая 1939 года впервые взлетел прототип штурмовика "Хеншель" Hs-129, который можно назвать германским аналогом советского "летающего танка" Ил-2. Правда, Ил-2 был впоследствии растиражирован в 36 тысячах экземпляров, а "Хеншелей" построили в 40 раз меньше - всего лишь 878 штук, включая 12 опытных и предсерийных экземпляров, не попавших на фронт.
Но, этим различия не заканчиваются. Главное из них состояло в том, что "Хеншель" был двухмоторной машиной, способной прии необходимости лететь на одном двигателе, а это повышало боевую живучесть. Всё вооружение "Хеншеля" было размещено в фюзеляже, а не в крыле, как у Ил-2, обеспечивая более высокую точность и кучность ведения огня. Кроме того, "Хеншель" вплоть до конца серийного выпуска сохранил свою одноместную концепцию. Немцы даже не думали о том чтобы посадить в него стрелка.
Однако, несмотря на то, что Hs-129 и Ил-2 абсолютно не похожи друг на друга, сходств между ними немало. У обеих машин двигатели, бензобаки и кабины были защищены броней, правда, у "Хеншеля" полукруглые бронекапоты прикрывали моторы только снизу. При этом в жертву защищенности был принесен обзор и удобство для летчика. Кабина "Хеншеля" получилось настолько тесной, что прицел и часть приборов в ней не поместились и их пришлось монтировать снаружи. Прицел - перед лобовым стеклом, в специальном бронекожухе, а приборы контроля за работой моторов - прямо на мотогондолах.
Обзор назад у "Хеншеля" был практически нулевой, если не считать почти бесполезного маленького зеркальца заднего вида, укрепленного над кабиной. Таким же "полуслепым" был и одноместный Ил-2, правда, введение в состав экипажа стрелка отчасти решило эту проблему.
Еще одно сходство между машинами - их слабая горизонтальная маневренность и неспособность к пикированию, снижавшие эффективность применения вооружения. Предельный угол пикирования Hs-129, как и Ил-2, составлял всего 30 градусов. Однако обзор вперед и вниз, важный при прицеливании и ведении огня по наземным целям у "Хеншеля" был лучше.
Немцы осознавали недостатки "Хеншеля", однако, необходимость в противотанковом штурмовике вынуждала их производить эту машину вплоть до сентября 1944 года, правда, в относительно небольших количествах, в среднем - по 30-40 самолетов в месяц. Пытаясь повысить эффективность Hs-129, они оснастили его 30-миллиметровой пушкой в подфюзеляжном контейнере, способной успешно бороться с легкими танками и даже - с Т-34, но только - при стрельбе сзади, по башне и моторному отсеку.
Потом калибр подвесной пушки увеличили до 37 мм и наконец - до 75-мм. Получившаяся "летающая самоходка" пробивала броню любых советских танков на дистанции до 1000 м, но тактико-технические характеристики и управляемость самолета упали настолько, что его боевое применение стало проблематичным.
В итоге штурмовиков с такими пушками, прозванных "Бюшеноффнер" (консервный нож), наклепали всего 25 штук. На советско-германский фронт они попали летом 1944 года, но, как говорится, погоды не сделали. Насколько я знаю, ни один немецкий "противотанковый ас" на таком самолете не летал.
В общем, опыт создания бронированного штурмовика в Германии нельзя назвать вполне удачным. Судя по всему, порочной оказалась сама концепция "летающего танка", вне зависимости от способа ее воплощения, поскольку от тяжелой брони на борту относительно небольшого самолета было больше вреда, чем пользы.
Чертежи Hs-129 с подвесной 30-миллиметроой автоматической пушкой МК-108. Стандартное (встроенное) вооружение машины состояло из двух 20-мм пушек MG-151-20 и двух пулеметов винтовочного калибра.
Hs-129 на испытаниях.
Пилоты Hs-129 в кабинах своих машин. На левом снимке хорошо виден коллиматроный прицел Revi перед лобовым бронестеклом и зеркальце заднего вида над ним. К бронекоробке прицела приварены стальные пластинки, показывающие летчику углы наводки на цель. Самолет на правом снимке оснащен подвесной пушкой.
Техники заряжают пушку МК-108. При обслуживании это орудие вместе с лафетом и патронной коробкой откидывалось на шарнирах. Обратите внимание, что в левом верхнем углу видны приборы, укрепленные на мотогондоле.
МК-108 крупным планом.
Слева - Т-34, пробитый сзади снарядами немецкой 30-мм авиапушки. Справа - пилот "Хеншеля" оберлейтенант Рудольф-Хайнц Руффер позирует возле хвоста своего самолета, украшенного отметками пораженных советских танков. В июле 1944-го Руффер погиб под Львовом, сбитый прямым попаданием зенитного снаряда. Ранее его сбивали дважды, но тогда ему удавалось выжить.
Схема размещения на штурмовике 75-миллиметровой пушки ВК-7,5. Ее боекомплект состоял всего из 12 бронебойных снарядов в барабанном магазине. Масса установки с лафетом и боезапасом достигала полутонны.
Сверху вниз:
Hs-129 из штурмовой авиагруппы Sch.G 2, аэродром Кастелло-Бенито, Ливия, 1943 г.
Румынский Hs-129 (румыны получили от немцев 60 таких машин), сбитый над Украиной в начале 1944 года.
Hs-129, сбитый советской ПВО в районе Константиновки 23 мая 1942 года.
Hs-129 лейтенанта Вальтера Краузе из авиагруппы Sch.G 1, аэродром Проскуров, март 1944 г.
Американцы в Тунисе осматривают Hs-129 совершивший вынужденную посадку и частично разукомплектованный.
Hs-129, сбитый в районе Сталинграда зимой 1942-43 годов.
Сбитый на Украине "румын", цветная проекция этой машины с номером 327 и черепом на хвосте размещена выше.