Ровно 85 лет назад, 22 мая 1939 года, состоялся первый после окончания Гражданской войны воздушный бой истребителей с красными звездами на крыльях. Звено И-16 из размещенного в Монголии 70-го истребительного авиаполка в районе реки Халхин-Гол встретилось в воздухе с истребителями Ки-27 из 24-го сентая японской императорской армии. Как нередко бывало в истории, обстоятельства этой встречи в советских и японских источниках очень сильно отличались друг от друга.
Согласно японским данным, пятерка Ки-27 атаковала группу советских самолетов, нарушивших монгольско-маньчжурскую воздушную границу. В завязавшемся бою японцы без потерь со своей стороны сбили три машины. Победы записали командиру группы капитану Кани, а также - сержантам Кимуре и Тацуми.
А по советскому "Описанию боевых действий ВВС 1-й Армгруппы в Монгольской Народной Республике", наши летчики границу не нарушали, а летели над монгольской территорией. В ходе патрулирования пилот одного из И-16 И.Т. Лысенко заметил вторгшиеся в монгольское воздушное пространство японские истребители и бросился на перехват.
Известить товарищей он не мог, поскольку на советских истребителях не было раций. Остальные летчики слишком поздно отреагировали на его маневр, и Лысенко, в одиночку вступивший в неравный бой, сразу был сбит, после чего японцы ушли через границу на маньчжурскую территорию. Наши не успели прийти на помощь, а строгий приказ "Границу не пересекать!" не позволил им организовать преследование. Место падения самолета Лысенко найти не удалось. Летчика вначале считали пропавшим без вести, а потом записали в погибшие.
Этой картине боя противоречит "Журнал учета потерь матчасти во время боевых действий на реке Халхин-Гол", согласно которому был потерян не только истребитель Лысенко, но и остальные два И-16 вернулись на аэродром с пулевыми пробоинами и отправились в ремонт. То есть, на самом деле в бою участвовали и получили повреждения все три советские машины, а это больше похоже на японскую сводку. Ну а то, что повежденные самолеты противника японцы посчитали сбитыми, было обычным делом на протяжении всего конфликта.
В любом случае, первый бой завершился не в нашу пользу. К сожалению, последующие майские бои оказались для советских летчиков еще менее удачными. Впрочем, это уже другая история, к которой я вернусь примерно через неделю.
На заставке - радиофицированный Ки-27 Оцу из 1-го чутая (эскадрильи) 24-го истребительного сентая (авиаполка) японских ВВС и два И-16 тип 5 из расквартированного в Монголии 70-го ИАП советских ВВС.