Толстячок-штурмовичок

May 19, 2024 17:15



Ровно 85 лет назад, 19 мая 1939 года, во Франции впервые взлетел первый серийный экземпляр многоцелевого боевого самолета "Бреге" Bre.691. В 1930-е годы среди военных ряда стран была популярна концепция универсальной боевой машины, сочетавшей в себе функции тяжелого двухмоторного истребителя, дальнего разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. У нас такой самолет называли "воздушным крейсером".

Концепция оказалась не вполне успешной, поскольку "универсал", из-за необходимости одновременно удовлетворять разным и порой противоречивым требованиям, как правило, получался хуже "специалиста". Тем не менее ее принял и  воплотил в жизнь целый ряд стран. В частности, в Германии подобными самолетами были "Мессершмитты" Bf.110 и Bf.210, в Англии - Бристоль "Блейнхейм", а затем - "Бофайтер", в Голландии - "Фоккер" G.1, у нас - Р-6, а потом - Пе-3.

Во Франции же появился и выпускался серийно целый ряд "воздушных крейсеров", из которых Bre.691, а также - его модификации Bre.693 и Bre.695, отличавшиеся двигателями, оказались одними из более-менее удачных. Однако их летные и боевые характеристики для конца 1930-х годов не представляли собой ничего выдающегося. Максимальная скорость составляла всего 427 км/ч, максимальная бомбовая нагрузка - 400 кг, а наступательное вооружение - одна 20-милиметровая пушка и два пулемета винтовочного калибра.

То есть, скорость была очень низкой для разведчика, а тем более - для истребителя, бомбовый груз - слишком мал для бомбардировщика, а огневая мощь - слишком слаба для штурмовика и соответствовала, скорее, легкому одноместному истребителю. Вдобавок, почти полное отсутствие брони, кроме бронеспинки сиденья пилота и небольшого бронещитка, прикрывавшего пулеметчика сзади, снижало боевую живучесть. Тем не менее, самолетик растиражировали в 386 экземплярах, включая все модификации. Однако далеко не все из них успели до капитуляции Франции поступить в войска.

12 мая 1940 года, в начале гитлеровского "блицкрига" на Западном фронте 11 "Бреге" совершили свой первый боевой вылет на штурмовку немецких механизированных колонн. Над целью их встретил плотный зенитный огонь, в результате чего семь машин было сбито, еще две совершили вынужденные посадки и только две вернулись на аэродром.

В дальнейшем благодая смене тактики (самолеты стали летать на бреющем, над самыми верхушками деревьев, взмывая вверх непосредственно перед атакой) столь катастрофических потерь, как правило, удавалось избегать, но, все равно, до 25 мая в 500 боевых вылетах было сбито 47 машин. То есть, живучесть составляла чуть больше 10 вылетов на одну боевую потерю. Впрочем. у наших Ил-2 в 1941 году она была примерно такой же.

После подписания Компьенского перемирия немцы разрешили французам оставить на вооружении всего 26 штук из числа уцелевших "Бреге", а остальные были отправлены на слом. Эти 26 самолетов с нанесенной "клоунской" красно-желтой маркировкой летали в составе ВВС режима Виши до октября 1942 года, когда немцы оккупировали всю Францию и захватили всю ее авиацию. Трофейные машины они щедро подарили итальянцам, которые использовали их в летных школах. До наших дней ни один самолет этого типа не сохранился.





Первый прототип под обозначением "Брегe" Bre.690 на испытаниях в 1938 году.







Трехмерная компьютерная модель Bre.691.



Bre.691, совершивший вынужденную посадку.



Бреге Bre.691 и Bre.693 в окрасках французских ВВС времен "блицкрига" (верхние два) и коллаборационистского режима Виши. На врезках - эмблемы 3-й и 4-й разведывательных эскадрилий.

ВВС, авиация, Франция, История, экзотика, Вторая мировая

Previous post Next post
Up