Ровно 90 лет назад, 11 мая 1934 года впервые взлетел пассажирский лайнер Дуглас DC-2 - прямой предшественник всемирно знаменитого DC-3, он же С-47, он же "Дакота", он же "Скайтрейн", он же Ли-2 - самого массового двухмоторного пассажирского самолета в истории, растиражированного более чем в шестнадцати тысячах экземпляров, из которых почти пять тысяч было построено в Советском Союзе.
ДС-2 - гораздо менее известен, многие о нем вообще не знают, поскольку он выпускался менее двух лет и был построен в количестве всего 198 экземпляров. Почему же мировым фаворитом стал не он, а его "отпрыск", который повился через полтора года?
Все дело в пассажировместимости. DC-2 вмещал всего 14 пассажирских кресел, а в гораздо более объемном фюзеляже "Скайтрейна", оснащенного более мощными моторами, могли путешествовать от 18 (с комфортом) до 32 (в тесноте, да не в обиде) авиапассажиров. Разумеется, DC-3 оказался намного рентабельнее, тем более что он появился в тот момент, когда пассажирские авиаперевозки в США и Западной Европе превратились из крайне дорогой буржуазной причуды в достаточно массовое явление. С этим совпало и окончание "Великой депрессии".
DC-2 вышел на трессы слишком рано и, хотя, он нашел своих покупателей в разных странах, ему досталась лишь малая толика того феноменального успеха, который выпал на долю DC-3. Цифры серийного выпуска говорят сами за себя: "Скайтрейнов" было построено в 80 (!) раз больше, нежели DC-2. Многие из них летают до сих пор, а из DC-2, насколько я знаю, уцелел всего один летный экземпляр.
Тем не менее, без DC-2 не было бы DC-3, а значит, этот самолет внес свой неизбывный вклад в историю мировой авиации. На заставке - DC-2 американской авиакомпании Braniff - одного из первых эксплуатантов этих машин, которому принадлежало семь бортов. Они летали в 1930-е годы по трассе Даллас - Чикаго.
Предшественник DC-2 - самолет DC-1, построенный в единственном экземпляре и совершивший рекордный перелет с западного на восточное побережье США за 13 летных часов. Машина несет индексацию авиакомпании "Транс Уорлд Эйрлайнс" (TWA), которая в дальнейшем стала самым массовым эксплуатантом DC-2, закупив 41 экземпляр авиалайнера.
DC-2 польской авиакомпании LOT.
DC-2 авиации республиканской Испании времен испанской гражданской войны. Самолет покрыт пятнистым зеленым камуфляжем и несет военные опознавательные знаки в виде широких красных полос.
Военно-транспортные DC-2 американских ВВС.
Финский военно-транспортный DC-2 в национальном авиамузее.
Единственный летный экземпляр DC-2 в "ливрее" авиакомпании TWA.
Пилотская кабина и пассажирский салон.
Образцы окрасок:
Самолет японской авиакомпании Nippon Koku Iosu, авиалайнер голландской авиакомпании KLM, который использовался в Юго-Восточной Азии, самолет испанских франкистов и машина Британских королевских ВВС в "африканском" камуфляже.