"Илья Муромец" - эмигрант

May 04, 2024 13:05




Ровно 100 лет назад, 4 мая 1924 года, знаменитый русский авиаконструктор-эмигрант Игорь Сикорский вывел на испытания свой первый самолет, спроектированный и построенный в США. Из-за безденежья ему пришлось строить эту машину под деревянным навесом на птицеферме, принадлежавшей другому русскому эмигранту, бывшему военному летчику Виктору Утгофу, который разрешил Сикорскому работать там и даже не брал с него плату за электричество.

Конструкторское бюро Сикорского располагалось в пустующем сарае, бывшем курятнике, а в другом углу сарая авиаконструктор оборудовал маленькую механическую мастерскую. В общем, условия для работы были, мягко говоря, спартанские, а материалы для постройки аэроплана приходилось искать повсюду, в том числе и на свалках.

Тем не менее, к весне 1924 года, самолет, напоминавший слегка уменьшенный в размерах двухмоторный вариант «Ильи Муромца», был построен. Конструктор присвоил ему обозначение S-29-А. Цифра «29» обозначала, что это 29-я машина Сикорского, а дополнительная буква «А» указывала на то, что она сделана в Америке.

На последние 250 долларов были куплены два старых и сильно изношенных 200-сильных авиамотора «Испано-Сюиза», давно выработавших свой ресурс. Новые моторы той же мощности стоили в 15 раз дороже. В курятнике движки перебрали и кое-как привели в работоспособное состояние, но паспортной мощности они все равно не выдавали. Это едва не стоило жизни Сикорскому, а заодно и его рабочим, уговорившим конструктора взять их с собой в первый испытательный полет.

На взлете машина разбегалась очень долго. Сикорский, сидевший за штурвалом, чувствовал, что моторы не тянут, но прерывать разбег было уже поздно. В конце летного поля пилоту пришлось резко дернуть штурвал на себя, чтобы перескочить через стоявшую на пути телеграфную линию.
Самолет, задрав нос, преодолел препятствие, но при этом потерял скорость.

В следующую секунду машина «клюнула», просела и ударилась колесами об грунт. К счастью шасси, спроектированное с большим запасом прочности, выдержало удар, а Сикорский успел выключить зажигание. С-29-А прокатился по инерции несколько десятков метров, угодил колесом в канаву и скапотировал, уткнувшись в землю носом и законцовкой нижнего крыла.

Пилот и пассажиры не пострадали, но Сикорский понял, что с этими моторами самолет летать не сможет. Однако через некоторое время ему удалось раздобыть пару вдвое более мощных, чем «Испано-Сюизы», американских двигателей «Либерти», развивавших по 400 л.с. Разумеется, они тоже были изношенными и отслужили свой срок в ВВС США, но Сикорский верил, что с ними С-29-А все-таки взлетит.

И он не ошибся. 25 сентября того же года авиаконструктор вновь занял место в пилотской кабине и пошел на взлет.  Теперь машина разгонялась гораздо увереннее. Оторвавшись от земли, Сикорский сделал круг над аэродромом, убедившись, что самолет - устойчив и хорошо слушается рулей. Это был долгожданный успех. Теперь авиалайнеру предстояло отработать вложенные в него средства.

Сикорский начал зарабатывать деньги, возя на S-29-А пассажиров и различные грузы. Лайнер обладал внушительной грузоподъемностью, что выгодно отличало его от большинства конкурентов, а потому заказы шли непрерывно. Однажды пришлось перевозить даже рояль. Со временем удалось скопить денег на новые моторы, с которыми S-29-А стал летать еще лучше.

Но профессия «воздушного извозчика» Сикорского не привлекала, он мечтал создавать самолеты. Поэтому, когда в 1926 году профессиональный летчик Роско Тёрнер решил заняться авиаперевозками и предложил продать ему S-29-А за хорошую цену, Сикорский, сразу согласился, ведь это позволяло ему начать строить новую машину.

Тёрнер еще два года использовал С-29-А для чартерных перевозок, а заодно - в качестве летающего рекламного стенда, рисуя на бортах эмблемы и логотипы разных фирм. В 1928 году он перепродал самолет эксцентричному миллионеру Говарду Хьюзу, захотевшему снять грандиозный приключенческий фильм про летчиков Первой мировой войны.

В фильме под названием «Ангелы ада»  S-29-А сыграл роль немецкого тяжелого бомбардировщика, сбитого в воздушном бою. Всё было снято «по-настоящему»: самолет подожгли в воздухе и перед кинокамерами картинно разбили об землю, после того как летчик-каскадер выпрыгнул из него с парашютом. Так закончилась история дебютной машины Сикорского на Американском континенте. Но авиаконструктора не огорчил такой финал, поскольку он уже трудился над новыми проектами.

Оказывается, можно было эффективно работать без политического контроля, шарашек, гулагов и госфинансирования. И это отнюдь не врожденная привилегия Запада, русские на это тоже вполне способны. А на заставке - S-29-A, "загримированный" под германский бомбовоз с закршенными окнами пассажирского салона и бутафорскими пулеметами.

Кстати, в советском художетвенно-пропагандистском фильме 1979 года "Поэма о крыльях", одним из персонажей которого был Сикорский, присутствовал фальшивый и выдуманный сценаристом Даниилом Храбровицким эпизод самоубийства пилота-каскадера на съемках "Ангелов ада". Якобы это тоже был русский летчик-эмигрант, решивший покончить с собой, поскольку он не смог жить в "зверском мире капитала".



Ажурный деревянный каркас S-29-А с двигателями "Испано-Сюиза" на ферме Утгофа.



Сикорский (в центре, в кепке и куртке с поясом) среди рабочих и инженеров - участников постройки S-29-А. В основном, это были такие же, как он, русские эмигранты, не захотевшие жить при большевицком режиме. Поверив Сикорскому, они работали на постройке самолета бесплатно, за еду, в расчете на будущую прибыль.



Сикорский возле S-29-А с новыми моторами "Либерти", пока без капотов.



S-29-А во времена коммерческой эксплуатации.



S-29-A с рекламной надписью на борту фюзеляжа возле ангара, в который Сикорский перевел свою фирму с птицефермы Утгофа.


Участники церемонии передачи самолета Роско Тернеру.

США, транспорт, Россия, авиация, дизельпанк, Интербеллум, История

Previous post Next post
Up