Ровно 100 лет назад, 1 мая 1924 года, из сборочного цеха ленинградского завода "Красный путиловец" выкатились первые два трактора "Фордзон-Путиловец" и сразу поехали своим ходом на первомайскую демонстрацию. Это был яркий и зримый символ возрождения российской промышленности после хаоса и развала большевицкой революции и гражданской войны.
"Фордзон-Путиловец" был точной копией американского сельскохозяйственного трактора "Фордзон-F", разработанного Генри Фордом еще в 1917 году и выпускавшегося на заводах Форда огромными тиражами. Это была простая до примитивности, дешевая и надежная машина, которая прекрасно работала даже в нашем суровом климате. Советские торговые представители купили у Форда не только лицензию на ее производство, но и 25 тысяч готовых тракторов, которые поступили в СССР до конца 1920-х годов.
Большевицкая пропаганда на протяжении десятков лет твердила, что основу механизации российского сельского хозяйства заложила коллективизация. И что только в колхозы начали поступать трактора, поскольку мелким индивидуальным крестьянским хозяйствам эти дорогие машины были недоступны. Однако это ложь.
Во времена НЭПа трактора свободно продавались в магазинах (сюрприз, да?). И их покупали крестьяне, как индивидуально, так и вскладчину для обработки своих земельных наделов. Реально покупали, они не были косными ретроградами, какими их выставляла большевицкая пропаганда.
До начала насильственной коллективизации в СССР было продано частным владельцам более 36 тысяч (!) тракторов "Фордзон-Путиловец", которые впоследствии были конфискованы, а их обладатели, поверившие большевикам, - раскулачены и расстреляны, либо - сосланы вместе с семьями "в места весьма отдаленные".
Так закончилась эфемерная "нэповская сельскохозяйственная революция" и началось второе колхозное крепостничество. Впрочем, это уже другая и весьма печальная история.
На заставке - Генри Форд за рулем своего первого опытного трактора образца 1907 года - предшественника "Фордзона".
100-тысячный экземпляр трактора Fordson-F образца 1917 года. Во второй половине 1910-х годов это был самый распространенный трактор на нашей планете.
Рекламное фото "Фордзона-F", демонстрирующее, что им могла без проблем управлять даже женщина. На самом деле трактор был неудобен в эксплуатации и попросту опасен для водителя, который сидел на крохотной "сидушке" между вращающимися без каких-либо ограждений ведущими колесами со стальными "ножами" - грунтозацепами.
Разрез "Фордзона-F", на котором хорошо видна его конструкция. Машина имела четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель водяного охлаждения мощностью 20 лошадиных сил, работавший на керосине, но для запуска и разогрева использовался бензин, который поступал из отдельного 20-литрового бачка.
"Фордзон-F", купленный Советским Союзом, с прикрепленным плугом.
Один из "Фордзонов-Путиловцев" советского производства, о чем свидетельствует выштамповка на радиаторе.
Чертовски интересный снимок, на котором инженерно-технические работники завода "Красный Путиловец" сняты на фоне первого, тысячного и двухтысячного экземпляров "Фордзона-Путиловца". Обратите внимание, что 2000-й экземпляр оснащен колесами с резиновыми шинами.
И еще более интересное фото: "Фордзон-Путиловец", выставленный в 1926 году на продажу в казанском магазине "Автопромторга". Заметьте, что справа на вывеске название магазина и перечисление товаров написаны арабским шрифтом, который использовался в Татарской АССР до 1928 года. Также любопытно, что передние рулевые колеса трактора установлены на лыжи.
Рекламный шелковый платок-плакат 1920-х годов, представляющий "Фордзон-Путиловец".
Экспериментальный колесный танк на базе "Фордзона-Путиловца" и советские бронетрактористы, проходящие подготовку на этой машине.