Последний рейс "Кондора"

Apr 21, 2024 14:23



21 апреля 1945 года, из берлинского аэропорта Темпельхоф, по которому уже била советская артиллерия, вылетел последний пассажирский авиалайнер третьего рейха. Четырехмоторный гигант FW-200 "Кондор" с бортовым кодом D-ASHH и собственным наименованием "Гессен" летел в Барселону с промежуточной посадкой в Мюнхене, где он должен был взять на борт четырех сотрудников испанского посольства.

Согласно документам и рассказам очевидцев, в самолете находились пять членов экипажа, 16 пассажиров и большое количество каких-то ящиков, однако, ни личности пассажиров, ни содержимое ящиков неизвестны. Предположительно, город, к которому приближались советские войска, покинули высокопоставленные нацистские чиновники (возможно - с семьями), вывозившие валюту или секретные архивы.

Перед вылетом было известно, что на маршруте бушует сильная гроза, но это сочли хорошим знаком, снижающим вероятность встречи с англо-американскими истребителями, для которых огромный невооруженный самолет был бы заманчивой мишенью. Но немцы переоценили возможность "Кондора" противостоять стихии.

Через полтора часа "Гессен" достиг Мюнхена, но погода над городом была такова, что посадка оказалась невозможной. С самолета радировали, что экипаж решил напрямую лететь в Барселону, так как горючего ему хватало. Это была последняя радиограмма "Гессена". К месту назначения он не прибыл, а поиски на территории Германии, еще не оккупированной войсками союзников, результатов не дали. Впрочем, ими особо и не заморачивались, по вполне понятной причине.

Только спустя пять лет появилась информация от жителей баварской коммуны Пизенкофен, что в глухом лесу они случайно обнаружили место катастрофы крупного самолета. Обследование показало, что самолетом был "Кондор", который врезался в землю с такой силой, что двигатели погрузились на шесть метров.

Деревья вокруг 20-метровой воронки не были поломаны, а это означало, что самолет падал практически вертикально. При этом одно из крыльев авиалайнера отыскалось в 300 метрах от места падения основной части машины, из чего следовало, что оно оторвалось еще в воздухе.

Среди обломков были найдены обугленные кости нескольких человек, а также - каким-то чудом уцелевшее пилотское удостоверение на имя Августа Кюнстле. Так звали командира экипажа погибшего "Кондора". Картина произошедшего примерно прояснилась. Самолет был разрушен ураганным порывом ветра, либо - взрывом крыльевого бензобака, который мог произойти от удара молнии. Этот взрыв оторвал крыло.

Однако вопрос о том, что за люди находились на его борту и какой груз они пытались вывезти из горящего Берлина, остается открытым, так как никаких докуметов об организации этого рейса и о его пассажирах до сих пор не найдено. Возможно, это так и останется одной из многих неразгаданных тайн Второй мировой войны.

Более-менее качественных фотографий "Гессена" я не нашел, поэтому вверху - однотипный с ним "Вестфален", а внизу - "Гренцмарк", на котором в августе 1939 года прилетел в Москву Иоахим фон Риббентроп.


Казалось бы, на этом историю можно закончить, но относительно недавно, в 2014 году, она получила любопытное продолжение. Чешские археологи-любители, тщательно обследовали место катастрофы при помощи металлодетектора и среди мелких обломков самолета откопали российский золотой червонец царской чеканки.

Вопрос груза, похоже, прояснился: это были награбленные нацистами драгоценности. А единственный найденный экземпляр монеты свидетельствует о том, что ранее на месте гибели "Кондора" кто-то уже хорошенько покопался. И скорее всего это произошло еще до 1950 года, когда место падения было официально обследовано, причем ничего ценного там не нашли.

В общем, появилась еще одна загадка: кто прикарманил нацистское золото, которое за 11 дней до падения Берлина пытались вывезти в Испанию?



Памятные знаки на месте катастрофы и бравый пилот Август Кюнстле.



Находки чешских "черных копателей".

нумизматика, Германия, тайны, авиация, катастрофы, Вторая мировая

Previous post Next post
Up