Рухнувший воздушный мост

Apr 12, 2024 21:04



Окончание, начало здесь.

20 апреля 1919 года из Винницы в Будапешт стартовали сразу два самолета под управлением летчиков Барышникова и Сахно, но результат этого полета оказался совсем не тем, что у Ходоровича. Барышников вскоре вернулся из-за течи в бензобаке, а Сахно пропал без вести. Судьба этого летчика не выяснена до сих пор. Скорее всего, он заблудился и разбился где-то в безлюдном районе Карпат. Так, вслед за первым громким успехом, началась череда досадных и труднообъяснимых неудач, приведших в конечном итоге к ликвидации Отряда международной связи.

Следующий полет был назначен на 28 апреля. В тот день летчики Барышников и Пийр, летевшие в Будапешт с военным представителеи РСФСР Гетцем, потеряли ориентировку, отклонились от курса и приземлились в Румынии. А поскольку эта страна находилась в состоянии войны как с Венгрией, так и с Советской Россией, всех путешественников арестовали и посадили в бухарестскую тюрьму "Жилава".

Лишь после этого случая в отряде начались тренировки по аэронавигации, в ходе которых еще один пилот (предположительно, Корольков) заплутал, выработал горючее и при вынужденной посадке разбил машину. Через неделю отряд перебазировался в только что отбитый у петлюровцев город Проскуров (ныне - Хмельницкий), который должен был стать главной "воздушной гаванью" советской Украины. Здесь тренировки продолжились.

Между тем, 24 мая Москва с триумфом встретила прилетевшего из "красного Будапешта" наркома военных дел Венгрии Тибора Самуэли. Его привез на двухместном "Ганза-Бранденбурге" С-I венгерский летчик Иозеф Добош. Взлетев рано утром, самолет приземлился у села Рекница на Украине. Затем, совершив еще одну промежуточную посадку для дозаправки в Киеве, самолет через семь часов полетного времени сел в Москве.

6 июня Добош и Самуэли вылетели обратно. Вместе с ними стартовал "Эльфауге", пилотируемый красвоенлетом Андерсом. Пасажиром у Андерса был швейцарский коммунист и личный знакомый Ленина со времен эмиграции - Фридрих Платтен, оставивший интересные воспоминания об этом перелете.

Согласно запискам Платтена, Андерс должен был идти в хвосте у более опытного венгерского пилота, но уже через час потерял его из виду. Когда на пути встала гряда облаков, венгр "нырнул" вниз, чтобы продолжить полет по наземным ориентирам, а Андерс зачем-то полез вверх. После четырехчасового полета над сплошным облачным покровом пилот снизился, пробил облака, но определить свое местоположение так и не смог.

Стрелка бензиномера приближалась к нулю и летчик решил приземлиться у ближайшего городка, чтобы расспросить местных жителей. Попытка заговорить с ними подтвердила самые худшие опасения: горожане изъяснялись только по-румынски. Кое-как удалось выяснить, что самолет сильно отклонился от курса и что до Будапешта еще 180 километров. А бензина в баке оставалось от силы на 20 минут, то есть, на 40-50 километров.

Пока Платтен и Андерс гадали, где достать горючее, пришел вызванный бдительными аборигенами наряд румынских жандармов. И бухарестская тюрьма "Жилава" пополнилась двумя новыми арестантами. Кстати в своей статье "интернационалист" Платтен больше всего возмущался тем, что румыны посадили его в одну камеру с цыганами. А тем временем Добош и Самуэли без приключений достигли Будапешта.

Загадочное исчезновение четвертого самолета подряд (румыны довольно долго ничего не сообщали о пленных летчиках) вызвало бурную реакцию коммунистического руководства. Разумеется, первой возникла мысль о предательстве и дезертирстве. В Отряд международной связи была направлена проверочная комиссия во главе с комиссаром Колосовым. По итогам проверки Колосов составил рапорт, обвиняя во всем белогвардеййское прошлое некоторых членов отряда.

Действительно, сгинувший без вести летчик Сахно и кое-кто из наземного персонала ранее служили у гетмана Скоропадского или у Петлюры, а все остальные - в царской армии, но таковых среди тогдашних красвоенлетов было абсолютное большинство. Между тем, никаких фактов вредительства, диверсий, подрывной агитации или, хотя бы, "антисоветских разговоров" комиссия Колосова не выявила. Скорее всего, их и не было, а неудачи объяснялись отсутствием метеослужбы, слабой штурманской подготовкой и банальным невезением.

Тем не менее, в начале июля Отряд международной связи, в котором осталось всего двое пилотов, расформировали, а вскоре прекратила свое недолгое существование Венгерская Народная Республика.

К сказанному можно добавить, что в августе 1919-го герой первых советских международных перелетов Ходорович на своем "Эльфауге", прихватив жену, сбежал к генералу Деникину и был зачислен в ВВС белогвардейской Добровольческой армии. В марте 1920 года он умер в Крыму от тифа в возрасте 25 лет. В начале того же года Платтен, Пийр и Барышников вернулись в Советскую Россию, попав под соглашение с румынами об обмене военнопленными. Андерс отказался возвращаться, попросил политического убежища и на этом его следы теряются.

Вверху: чекист Абрам Беленький, Тибор Самуэли, Владимир Ленин и Надежда Крупская на Красной площади, 25 мая 1919 г.



Слева - один из руководителей Отряда международной связи летчик Михаил Строев, причем фотография сделана в 1915 году, когда он еще носил "подозрительную" фамилию Рихтер и погоны поручика российской императорской армии. В центре - красвоенлет Иван Барышников, а справа - летчик Рудольф Пийр во время службы мотористом в царском воздушном флоте.

транспорт, тайны, Венгрия, авиация, гражданская война, История, ВВС, Россия

Previous post Next post
Up