Куда вас, сударь, к черту занесло?!

Apr 10, 2024 15:34



Ровно 160 лет назад, 10 апреля 1864 года Мексиканская республика вдруг превратилась в империю. Австрийский эрцгерцог Максимилиан Габсбург короновался в качестве мексиканского императора Максимилиана Первого. Примечательно, что произошла эта церемония не в самой Мексике, а в центре Европы, во дворце эрцгерцога на берегу Адриатики.

Все началось в 1861 году, когда французский император Луи Бонапарт, он же Наполеон Третий, воспользовавшись тем, что охваченным гражданской войной Соединенным Штатам пришлось на время забыть о доктрине Монро, решил прибрать к рукам их южного соседа. Формальным поводом для вторжения стало замораживание на два года мексиканским правительством выплаты долгов английским, испанским и французским банкирам из-за сложной финансовой ситуации.

В январе 1862 года англо-франко-испанский десант захватил мексиканский порт Веракрус. Однако уже в апреле англичане и испанцы, рассорившись с французами, вывели войска, а Наполеон продолжил завоевание Мексики в одиночку.

К середине 1863 года французы оккупировали примерно половину страны, включая все морские порты. На остальной территории продолжало действовать республиканское правительство Бенито Хуареса, которое вело против захватчиков партизанскую войну. В этих условиях Наполеон почему-то решил, будто введение в Мексике монархической формы правления приведет к ее "умиротворению" и заставит прекратить сопротивление оккупантам.

В качестве претендента на мексиканский трон он выбрал младшего брата австрийского императора Франца-Иосифа - эрцгерцога Максимилиана. 30-летний Максимилиан без колебаний принял столь заманчивое предложение, ведь у него, несмотря на "голубую кровь", не было шансов занять какой-нибудь европейский престол, а тут ему отдавали во владение огромную многонаселенную страну, в три раза превышавшую по площади его родную Австро-Венгрию. Разумеется, его не смутило то, что предложение сопровождалось рядом секретных договоренностей, фактически превращавших Мексику в колонию Франции.

11 июня 1864 года Максимилиан торжественно въехал в недавно захваченную французами мексиканскую столицу и вступил в свои права. Его воцарение безоговорочно признали все европейские державы, но не признала ни одна из стран Нового света. А главное - его не признал народ Мексики.

Вооруженное сопротивление агрессорам не ослабло, а наоборот, - усилилось. В организованную Максимилианом императорскую армию местные жители вступали только из-под палки и при первой же возможности - дезертировали. Но разгромить регулярные французские войска, на стороне которых воевали многочисленные наемники из Австрии, Венгрии, Бельгии, Италии, Польши и даже Египта, мексиканцы пока не могли.

Положение резко изменилось в середине 1865 года, когда в США закончилась гражданская война и Вашингтон, решив внутренние проблемы, открыто выступил на стороне Хуареса. В Мексику хлынуло американское оружие и добровольцы, а мексиканские партизаны, обученные американскими инструкторами, объединились в повстанческие армии и начали громить интервентов. К середине 1866 года французские гарнизоны оказались зажатыми в нескольких укрепленных городах, а всю остальную территорию страны контролировали республиканцы.

К военным неудачам Максимилиана добавилась катастрофа на личном фронте. Его жена, императрица Карлотта завела себе любовника - офицера бельгийских наемников Альфреда ван дер Смиссеса, о чем сразу стало известно всей стране, и это окончательно подорвало и без того низкую репутацию марионеточного монарха.

Поползли слухи о том, что Максимилиан - импотент, а для мексиканских мачо это равносильно тяжелой инвалидности и недееспособности. В пользу этих слухов свидетельствовало то, что за семь лет замужества Карлотта так и не смогла забеременеть. Неуклюже пытаясь замять скандал, Максимилиан спровадил жену в Европу, где у нее вскоре "поехала крыша".

Тем временем Наполеон, видя тщетность усилий покорить Мексику, охладел к этой заморской авантюре и бросил своего ставленника как надоевшую игрушку. В конце 1866 года французский воинский контингент покинул страну. Для Максимилиана это означало полный крах и неизбежную гибель. В его распоряжении оставалось всего около 20 тысяч тысяч наемников и крайне ненадежных местных солдат, а против него действовала закаленная в боях 60-тысячная мексиканская армия.

В феврале 1867 года остатки императорских войск были окружены в крепости Керетаро и после 70-дневной осады - капитулировали. Военный суд приговорил Максимилиана и двоих его генералов к расстрелу. 19 июня, несмотря на бурные протесты европейских монархов и возмущенные вопли веропейской прессы, приговор был приведен в исполнение. Так закончилась недолгая история последней североамериканской монархии.



Слева - эрцгерцог Фердинанд Максимилиан Иосиф фон Габсбург и его жена - бельгийская принцесса Мария Шарлотта Амелия Августина Виктория Клементина Леопольдина Заксен-Кобург-Готская - будущая мексиканская императрица Карлотта. Снимок сделан в 1857 году, вскоре после их свадьбы.

Максимилиана, которому здесь 25 лет, никак не назовешь красавцем, на его лице проступают явные черты вырождения, свойственные Габсбургам из-за многочисленных близкородственных браков. Позже, чтобы их скрыть, эрцгерцог отрастил пышную бороду и бакенбарды. На правом снимке, сделанном на несколько лет позже, он в форме адмирала австрийского флота.

У Карлотты "проклятие крови" проявилось в иной форме. Вскоре после возвращения из Мексики она сошла с ума и остаток жизни провела за стенами своего замка под постоянным надзором врачей, страдая тяжкой манией преследования. Ей постоянно мерещилось что ее хотят отравить. Поэтому она питалась только яйцами, апельсинами, бананами и курами, которых резали у нее на глазах, тут же ощипывали, потрошили и готовили в ее присутствии. Императрица умерла в 1927 году, пережив мужа на 60 лет и так и не узнав о его расстреле.

На заставке: Максимилиан и пока еще не безумная Карлотта торжественно высаживаются в порту Веракрус с французского военного корабля, доставившего их в Мексику.



Слева - "парадный" портрет Максимилиана в горностаевой мантии и с имперскими регалиями. Справа - очень похожий по композиции портрет его "кукловода", императора Луи Наполеона, чье правление тоже закончилось очень фигово.



Делегация мексиканских монархистов-коллаборационистов, нанятых Бонапартом, приглашает Максимилиана Габсбурга занять местный трон.



В Мехико Максимилиан поселился в укрепленном дворце Чапультепек, построенном в 18 веке как резиденция испанских генерал-губернаторов. Сейчас там исторический музей.



Новоявленный император пытался копировать блеск королевских дворов Старого света. В этой помпезной карете, привезенной из Европы, он разъезжал по мексиканской столице, но у ее жителей это вызывало не восхищение, а глумление и насмешки.



Мимолетный монарх успел отчеканить свои деньги, выглядевшие весьма солидно. Сейчас это нумизматическая редкость.



Выгнанная мужем императрица Карлотта возвращается в Европу.



Картина Жана-Поля Лорана "Последние минуты Максимилиана". Бывшему императору только что огласили приговор. Автор-француз явно сочувствует свергнутому монарху.



Так выглядел расстрел Максимилиана и его генералов Мирамона и Мехиа в представлении знаменитого французского импрессиониста Клода Моне.



А так - в изображении американского газетного иллюстратора.



Данное фото в интернете нередко представляют как подлинный снимок казни Максимилиана и его генералов, однако, на самом деле фотосъемки расстрела не велось, а это кадр из мексиканского художественного фильма 1920-х годов.



В Австро-Венгрию Максимилиан вернулся в деревянном ящике, в мумифицированном виде, со вставными стеклянными глазами, через три года после начала своего бесславного правления. А в Мексике от бывшего императора осталась пробитая пулями рубашка, надетая на него в момент расстрела.



Бравые мексиканские солдаты, расстрелявшие нафиг своего пришлого императора.



В Мексике Максимилиана вполне заслуженно считают захватчиком и главарем оккупантов, а потому никаких памятников ему не ставят. Зато в Австрии возвышается вот эта бронзовая статуя как напоминание о том, что авантюризм в сочетании с непомерными властными амбициями нередко заканчивается весьма печально.

Австрия, Мексика, Латинская Америка, катастрофы, История, политика, нумизматика, Франция

Previous post Next post
Up