Поскольку сегодня весь цивилизованный мир отмечает
День памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли (кстати, а вы как его отмечаете?), то не грех и повторить мой давний пост, посвященный столь увлекательной и, не побоюсь этого слова, животрепещущей теме. Тем более, что далее в нем, прямо скажем, - неплохая подборка иллюстраций.
В 1672 году английский король Карл Второй даровал Королевской Африканской компании монопольное право торговли живым товаром. За последующие 80 лет одна только эта компания перевезла через Атлантику в Новый Свет более миллиона африканских "туристов". Шел золотой век работорговли.
Этим прибыльным и достойным бизнесом на протяжении нескольких сотен лет занимались почти все страны Европы, имевшие выход к морю. Обобщенной статистики, естественно, никто не вел, поэтому оценки объемов работорговли весьма расплывчаты. По разным данным, с Африканского на Американский континент было вывезено от 8 до 14 миллионов рабов, из которых от двух до четырех миллионов погибли в пути от голода и болезней, вызванных скученностью и антисанитарией.
А остальные очень сильно изменили этническую картину всего Западного полушария и не менее сильно повлияли на его культуру. Достаточно сказать, что в целом ряде стран Карибского бассейна, например, на Гаити, на Багамах и на Ямайке потомки негритянских рабов составляют абсолютное большинство населения. А в огромной Бразилии их более трети.
Надо заметить, что Россия была одним из немногих европейских государств, чьи купцы не торговали "черным деревом". Более того, с 1845 года морскую работорговлю в российском Уложении о наказаниях приравняли к пиратству и карали восемью годами каторги. Впрочем, у нас было свое "бревно в глазу", ведь вплоть до 1861 года внутренняя торговля крепостными душами, в принципе мало чем отличавшаяся от работорговли, осуществлялась повсеместно и на вполне законных основаниях.
Далее - много картинок, иллюстрирующих романтический процесс превращения африканцев в афроамериканцев.
Основные маршруты вывоза рабов из Африки в XVII-XIX веках.
Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. Картина французского художника XIX века Франсуа-Огюста Байарда.
Клеймение рабов. Англичане называли эту процедуру "брендингом".
Типовая схема размещения рабов на корабле и средства их успокоения.
Схема размещения живого товара на английском работорговом корабле "Брукис". Неудивительно, что при такой компоновке за время рейса через Атлантику умирало в среднем от 15 до 20% "пассажиров", а в случае возникновении эпидемии бывало, что и 100%.
Разрез небольшого голландского работоргового судна XVII века. Негры размещались в пространстве между трюмом и верхней палубой.
Поперечные разрезы английского и голландского работорговых судов. Дощатая стенка, перегораживающая палубу (на "голландце" она с шипами), отделяет территорию команды от площадки, на которой дозволялось гулять невольникам. Эта мера предосторожности была далеко не лишней, поскольку рабы иногда затевали восстания.
Подавление бунта на английском работорговом судне.
Планы палуб французского торгового судна, для которого рабы были одной из разновидностей коммерческого груза.
Маленький, но хорошо вооруженный работорговый кораблик, в котором "товар" утрамбован особенно плотно. Удивительно, что даже в таких адских условиях большинство невольников, как правило, переживало морское путешествие, которое могло длиться несколько недель.
Пафосная аллегорическая картина Франсуа Огюста Бьяра, символизирующая отмену рабства во французских колониях в 1849 году.