88 лет назад, 17 марта 1936 года, впервые поднялся в воздух Армстронг-Уитворт AW.38 "Уитли" - первый английский тяжелый (по тогдашним меркам) бомбардировщик "нового поколения", представлявший собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси и закрытыми кабинами. Вскоре за ним последовали еще два самолета аналогичного назначения, о которых я уже писал:
Виккерс "Веллингтон" и
Хэндли-Пэйдж "Хэмпден".
"Веллингтон" оказался самым удачным, поэтому его растиражировали в количестве более 11,5 тысяч штук. Уитли же построили гораздо меньше - всего 1814 экземпляров, однако, на раннем этапе Второй мировой войны эти машины внесли заметный вклад в противостояние с нацистской Германией, многократно совершая дальние бомбовые рейды над немецкой территорией.
Этот самолет, был пострен на авиационном филиале знаменитого оружейного концерна "Армстронг" в пригороде Ковентри Уитли, в честь которого он и получил свое название. Команда разработчиков стремилась сделать машину простой, технологичной и по возможности - дешевой, рассчитанной на массовое производство. Поэтому все ее контуры были образованы прямыми линиями или дугами окружностей с минимальным использованием сложных поверхностей двойной кривизны.
Длинный и тонкий фюзеляж на всем протяжении имел прямоугольное сечение со скругленными углами, также прямыми сделали кромки крыла и стабилизатора. Интересной особеностью машины был большой установочный угол крыла относительно фюзеляжа, что в сочетании с закрылками обеспечивало бомбардировщику отличные взлетно-посадочные свойства и способность действовать с относительно небольших грунтовых аэродромов. Но при этом на маршруте, когда крыло становилось по потоку, "Уитли" летел, как бы, с опущенным носом и задранным вверх хвостом.
Первоначально машину оснастили двумя звездообразными моторами воздушного охлаждения Армстронг-Уитворт "Тайгер" мощностью всего по 795 л.с., из-за чего летные характеристики получились не впечатляющими, в частности, максимальная скрость едва превысила 300 км/ч, в то время как в техзадании значилась величина "330". Но на второй прототип поставили более мощные версии того же мотора, форсированные до 935 л.с. С ними ЛТХ вошли в приемлемые рамки.
Самолет приняли на вооружение и запустили в серию, несмотря на то, что его харатеристики сильно уступали зарубежным аналогам. Однако в 1939 году появилась очередная модификация бомбардировщика, с рядными моторами жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин", развивавшими по 1030 л.с. С ними "Уитли" выглядел уже вполне достойно: скорость повысилась с 330 до 364 км/ч, рабочий потолок - с 5850 до 7200 метров, дальность - с 2000 до 2400 км, а бомбовая нагрузка - с 1500 до 3100 кг.
Новая модификация, получившая обозначение Mk.V, стала самой массовой: "пятерок" построили 1466 штук, то есть, 80% от общего объема серийного выпуска. Производство "Уитли" продолжалось до июня 1943 года, причем последние 146 экземпляров выпустили в модификации Mk.VII, оснащенной противолодочным радаром и глубинными бомбами для охоты за вражескими субмаринами.
А последние эпизоды боевого применения "Уитли" по прямому назначению - в качестве стратегических бомбардировщиков - отмечены летом 1942 года, в ходе массированных ночных налетов английской авиации на немецкие города Кёльн, Бремен, Эссен, Дуисбург, Штутгарт и Дортмунд, к которым привлекали все силы Бмбардировочного командования Королевских ВВС, способные долететь с бомбами до целей. После этого уцелевшие экземпляры бомбардировочных модификаций "Уитли" перевели в учебные подразделения и летные школы, где они прослужили до конца войны.
На заставке - "Уитли" первой серийной модификации Mk.I (таких самолетов было построено 36 штук) в 1938 году с довоенными опознавательными знаками и без стрелкового вооружения.
Первый прототип "Уитли" на испытаниях.
"Уитли" Mk.I в полетной конфигурации. Внизу видна выдвижная пулеметная турель для отражения атак истребителей из нижней полусферы, которую летчики называли "мусорной урной". На более поздних модификациях от нее отказались.
"Уитли" Mk.V заходит на посадку.
Кабина пилота Mk.V (справа виден лаз в носовую кабину штурмана-бомбардира) и хвостовая четырехпулеметная стрелковая турель "Фрэзер-Нэш" с гидроприводом.
"Уитли" Mk.V на аэродроме Кинлосс, 1940 год.
Линейка "пятерок" на стационарном, частично бетонированном аэродроме с капитальными ангарами. 1941 год.
Доставка к "Уитли" 250-фунтовых бомб на тележках. На самолете видны открытые бомболюки.
"Уитли" Mk.V в полете. На борту видна длинная линейка отметок боевых вылетов.
Противолодочная модификация Mk.VII над немецкой субмариной.