80 лет назад, в начале 1944 года, когда еще шла Великая Отечественная война, а значительная часть советской территории была оккупирована гитлеровцами, проектное бюро корифея советской архитектуры - академика Щусева разработало генеральный план восстановления и реконструкции города Истра, почти полностью разрушенного в ходе боев 1941-42 годов. Разумеется, меня, как жителя Истры, этот план весьма заинтеревовал, тем более что в соответствии с ним данный населенный пункт должен был выглядеть совсем не так, как он сейчас выглядит в реале.
Согласно этому удивительному документу, маленький городок намеревались превратить в "подмосковный Сочи", сделав крупнейшим курортно-развлекательным комплексом для всего Центрального региона СССР. Метафора про Сочи, кстати, принадлежит самому архитектору, он дважды употребил ее в сопроводительной записке к проекту.
Проект не был личной инициативой Щусева, он разрабатывался по заданию Академии архитектуры, которая, в свою очередь, получала указания непосредственно из Кремля. На использование Истры как центра отдыха и досуга ширнармасс, скорее всего, навело то, что этот городок расположен в очень живописной и, как сейчас говорят, экологически чистой местности, без каких-либо крупных промышленных предприятий.
Вся его довоенная "индустрия" ограничивалась несколькими небольшими цехами по производству швейных изделий, пищевых продуктов и всякой бытовой мелочи. Ни в одном из них не работало более 80 человек, а во время войны все они были разрушены.
Дополнительную привлекательность Истре придавала красивая долина одноименной реки, старинный Новоиерусалимский монастырь, превращенный большевиками в музей (проект предусматривал его восстановление в первозданном виде), окружавшие городок обширные леса и расположеннное в нескольких километрах к северу Истринское водохранилище, которое предполагалось расширить и подвести ближе к городу. В общем, местность - более чем подходящая, недаром Истру называют "жемчужиной Подмосковья".
В соответствии с генпланом, город планировалось застроить санаториями, пансионатами, гостиницами, ресторанами и кафе, турбазами, стадионами, магазинами, театрами, кинотеатрами и домами культуры, а также - небольшими жилыми домами высотой не более двух этажей для обслуживающего персонала и работников городской инфраструктуры. Значительную площадь собирались выделить под зеленые зоны - парки, лесопарки, скверы, газоны и широкие бульвары, а на берегу водохранилища намеревались оборудовать пляжи, соорудить яхтклуб и несколько лодочных станций. Никакой промышленности не предусматривалось.
Любопытно, что почти вся застройка предполагалась деревянной, в псевдоисторичной стилистике "а ля рюсс". Только самые крупные центральные дома планировалось возвести из кирпича с вычурно-помпезной гранитной и мраморной отделкой. Наиболее величественым зданием и архитектурной доминантой города должен был стать райисполком, построенный в стиле средневековой ратуши с высокой башней, украшенной курантами. Перед ним предполагалось соорудить фонтан. Внизу - проектный рисунок, сделанный сотрудником щусевского проектного бюро - художником Лансере.
Пока неизвестно, кто в конечном итоге поставил крест на досконально проработаном проекте "подмосковного Сочи", но причина такого решения вполне понятна. Начало "холодной войны" резко изменило приоритеты. Средства понадобились не на курорты, а на более нужные и полезные вещи, вроде военпрома и гонки вооружений.
В результате, до 1960-х годов в Истре не строили почти ничего нового, а лишь потихоньку восстанавливали разрушенное. Потом там стали размещать НИИ и производства оборонного комплекса, слава Богу, что хоть не "грязные". В этот же период прозошел взрывной рост численности населения, которое расселяли в стандартно-унылых пятиэтажных "хрущевках".
Ну а несостоявшийся "второй Сочи" можно посмотреть на картинках и планах, прилагавшихся к проекту, который был оформлен в виде книги и издан в 1946 году. Вверху - обложка и титульный лист этой книги.
План застройки центральной площади, в центре возвышается исполком.
Общий вид центральной части города. Главная площадь - справа, вдали виден Новоиерусалимский монастырь.
Выходящий на площадь фасад райисполкома.
Крупная гостиница на 130 номеров.
Торговые ряды: главный и боковой фасады.
Курзал и два торговых комплекса.
Две деревянные турбазы, которые планировалось возвести на окраинах города.
Еще одна туристическая/лыжная база. Возможно, та же, что справа на верхнем рисунке, либо это типовой проект.
И еще один проектный рисунок турбазы в окрестностях города.
Центральный вестибюль турбазы.
Одноквартирный, двухквартирный, четырехквартирный и восьмиквартирный деревянные жилые дома. Интересно, что все они - с печным отоплением, а ванные были предусмотрены только в восьмиквартирном доме, причем - лишь в двух из четырех квартир на этаже. Очевидно, предполагалось, что менее везучие жильцы будут ходить мыться в баню или к соседям.