120 лет назад, 26 февраля 1904 года (по старому стилю) в неравном бою с четырьмя японскими эскадренными миноносцами у мыса Лаотешан геройски погиб русский эсминец "Стерегущий". Команда "Стерегущего" сражалась до последней возможности. Когда на обездвиженный и прекративший огонь миноносец взошла японская абордажная партия, она обнаружила, что из 53 членов экипажа "Стерегущего" в живых осталось только четверо матросов, из них трое раненых.
Погиб командир корабля лейтенант А.С. Сергеев и все его офицеры. Эсминец, получивший несколько десятков снарядов, был разбит настолько, что попытка японцев увести его на буксире не увенчалась успехом и через 50 минут он затонул от многочисленных пробоин.
Героизм и самопожертвование экипажа "Стерегущего" не вызывают сомнений и резко контрастирует с гораздо более распиаренным боем крейсера "Варяг" и его командира Руднева, который после первых же попаданий отказался от попытки прорыва, приказал поворачивать обратно в безопасную гавань и там затопил свой корабль, отнюдь не потерявший боеспособность.
"Стерегущий" сражался не только более храбро, но и более умело, сумев добиться целого ряда попаданий и нанести врагу ощутимый урон. В частности, флагманский миноносец "Акэбоно" получил не менее двух 75-миллиметровых снарядов, один из которых пробил борт у ватерлинии, вызвав затопление офицерских кают и кормового снарядного погреба, а второй попал в угольный бункер. Из-за этих повреждений "Акэбоно" был вынужден выйти из боя. Четверо членов экипажа получили ранения, двое из них - тяжелые.
На миноносце "Садзанами" один матрос был убит и один - тяжело ранен, а на миноносце "Синономэ" двое моряков получили серьезные ранения. Только четвертый корабль японского отряда - миноносец "Усугумо" избежал потерь в экипаже. Про снаряды "Стерегущего" японцы уже не шутили (как про снаряды "Варяга" и "Корейца"), что они "опасны только для рыб", хотя, это были всего лишь легкие 47- миллиметровые и 75-миллиметровые снарядики, а не шести- и восьмидюймовые "чемоданы".
В общем, моряки "Стерегущего" до конца выполнили свой воинский долг. И по-моему, вовсе не надо было "украшать" их подвиг вымышленной историей о том, что они якобы сами затопили свой корабль под угрозой захвата неприятелем, "открыв кингстоны", поскольку на миноносцах класса "Сокол", к которому относился "Стерегущий", никаких кингстонов попросту не было.
В 1911 году этот миф про кингстоны был воплощен в памятнике, установленном в центре Санкт-Петербурга, и с тех пор живет самостоятельной жизнью, как и многие другие исторические мифы, давно заменившие в массовом сознании реальную историю.
"Стерегущий" на почтовой открытке начала XX века. На самом деле подпись - ошибочна, на фото изображен весьма похожий на "Стерегущего" миноносец "Буйный".
Чертежи миноносца "Стерегущий". Реконструкция подлинных заводских чертежей С. Балакина.
Прорисовка эсминца "Стерегущий" в защитной окраске 1904 года.
Один из участников боя со "Стерегущим" - японский эсминец "Садзанами".
Прорисовка японской схемы повреждений эсминца "Акэбоно". Крупными пятнами помечены снарядные пробоины, мелкими - осколочные.
Обложка журнала "Искры" за 22 мая 1911 года с фотографией торжественного открытия памятника героям "Стерегущего" и современный вид памятника.