Дизель-культура

Feb 23, 2024 14:13



На сегодняшний день выпал не только профессиональный праздник россйиских, белорусских, кыргызских и таджикских военных, с которым я их всех, конечно, поздравляю, но и еще одна историческая дата, причем - гораздо более ранняя. И она, на мой взгляд, тоже достойна упоминания.

23 февраля 1893 года, немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на изобретенный им новый вид двигателя внутреннего сгорания. Можно сказать, что с этой даты началась культурно-технологическая эпоха дизельпанка, пришедшая на смену стимпанку, то есть - временам господства паровых технологий.

Хотя, конечно, дата очень условная, поскольку основной технической доминантой дизельпанка являлись все двигатели внутреннего сгорания, а не только дизельные. И к тому моменту, когда Дизель запатентовал свой мотор, на заводах Европы и Северной Америки уже работали тысячи стационарных газовых моторов Отто и Ленуара, а по дорогам колесили первые бензиновые повозки. Но почему бы не оттолкнуться именно от этой даты, тем более что Дизель дал свое имя эпохе?

Дизельпанк охватывает сравнительно короткий период в истории цивилизации - примерно 50 лет первой половины ХХ века. Это время расцвета дирижаблей и поршневой авиации, завоевание планеты многомиллионной армией автомобилистов и рычащий железный конь, пришедший на смену крестьянской лошадке.

А также дизельпанк это эпоха стремительного роста небоскребов, гигантских океанских лайнеров, дизель-электрических субмарин, радио и синематографа, патефонов, дисковых телефонов и массового распространения пленочных фотоаппаратов. Дизельпанк это "золотой век" комиксов, танго, джаз и рэгтайм в музыке, модерн, конструктивизм и ар-деко в живописи, архитектуре и дизайне. Эпоха зарождения телевидения и электронно-вычислительных машин.

Но одновременно это - самая кровавая эпоха в истории, поскольку на нее пришлись две мировые войны, унесшие более 70 миллионов жизней и не зря получившие название "войн моторов". Научно-технические достижения дизельпанка позволили сделать массовые убийства максимально быстрыми, эффективными и технологичными. А в его финале выросли первые ядерные "грибы", ознаменовавшие начало новой эпохи - атомпанка, но это уже другая история.

На заставке - несколько художественно-декоративных произведений в жанре "дизельпанк" и его поджанре "декопанк", обыгрывающем изысканную стилистику ар-деко. В этой стилистике сделаны, в частности, известные компьютерные игры "Биошок", "Биошок Инфинити"и "Кримсон Скайз".



Рудольф дизель и первые опытные образцы его двигателя, сделанные в 1893 и 1896 годах.



Первый заводской дизель образца 1897 года, выпускавшийся серийно и получивший широкое распространение. Этот одноцилиндровый четырехтактный силовой агрегат развивал мощность 20 лошадиных сил при 170 оборотах в минуту и обладал коэффициентом полезного действия - 26%, что было на 6-8% больше, чем у газовых двигателей и более чем вдвое выше, чем у поршневых паровых машин. Неудивительно, что дизель-моторы быстро завоевали популярность сперва в промышленности, а потом - в энергетике и на транспорте.

Далее - примеры картин в жанре фантастического дизельпанка.








Культура, техника, дизельпанк, История, Искусство

Previous post Next post
Up