Вдогонку к предыдущей заметке, чтобы закрыть тему, расcкажу вкратце еще об одном локомотиве Тревитика, ставшим первым в мире пассажирским паровозом и построенном в 1808 году. Изобретатель дал ему игривое название "Catch me who can" ("Поймай меня, если сможешь"). Правда, на реальные пассажирские маршруты эта машина так и не вышла, поскольку ни одна из транспортных фирм не проявила к ней интереса, предпочитая по-старинке использовать лошадок.
Тревитику, чтобы прорекламировать свое изделие, пришлось влезть в долги, арендовать участок земли и построить заведение, которое он назвал "Паровым цирком". Там за высоким забором паровоз возил по короткому кольцевому маршруту вагончик-карету с пассажирами, платившими по шиллингу за это развлечение.
Однако "цирк" функционировал недолго и почти не приносил прибыли, а когда в один прекрасный день рельс под паровозом лопнул и машина опрокинулась, заведение пришлось закрыть, потому что денег на ремонт у Тревитика не было. В 1809 году он объявил себя банкротом и больше паровозов не строил.
Родоначальник парового железнодорожного движения, прожил еще 24 года и умер в 1833-м в полной нищете, успев увидеть, как его последователи, вроде Джорджа Стефенсона, сумели добиться гораздо бОльших успехов и разбогатеть на своих проектах локомотивов, в основе которых лежали его идеи. Просто Тревитик начал слишком рано, когда общество было еще психологически не готово к принятию этих идей.
На заставке - рисунок "Парового цирка".
Рисунок паровоза Тревитика "Поймай меня, если сможешь" и современная ходовая реплика этого локомотива. Видно, что его конструкция - гораздо более проста и рациональна, чем у
"Пенидаррена". Для движения использовался похожий на современный рельсовый путь и колеса с ребордами.
Современный рисунок "Catch me who can" в трех проекциях. Как видно из этого рисунка, серьезным недостатком машины была передняя загрузка топлива (топочный люк - слева от дымовой трубы), возможная только на стоянке.
Стилизованный под старину чертеж локомотива.