Ровно 90 лет назад, 14 ноября 1933 года, впервые поднялся в воздух прототип французского фронтового бомбардировщика "Потэз-54". А фразу, вынесенную в заголовок написал в отчете об этой машине советский летчик-интернационалист болгарского происхождения Волкан Горанов, который воевал на ней в Испании против франкистских мятежников и итало-германских интервентов осенью 1936 года.
"Потэз-54" и его дальнейшие модификации: "Потэз-540", "-542" и "-543" являлся отраженем причудливого французского подхода к авиастроению, как бы, сочетавшего в себе заскорузло-архаичные и вполне прогрессивные элементы. С одной стороны - здоровенный, угловатый деревянный "сарай" с висящими под крылом мотогондолами, многочисленными подкосами и контрподкосами, создающими большое аэродинамическое сопротивление.
С другой - дюралевые мотогондолы были очень тщательно "зализаны", а в них убирались стойки шасси, существенно снижая это самое сопротивление. Но при том бомбы подвешивались снаружи, опять-таки, увеличивая лобовое сопротивление и, соответственно, снижая скорость.
В итоге получилось "ни то, ни сё" с далеко не выдающимися тактико-техническими характеристиками. Бомбардировщик развивал скорость не более 310 км/ч, а с бомбами - всего 270, и был легко уязвим даже для старых истребителей бипланной схемы. Дальность с боевой нагрузкой не превышала 850 км, а нагрузка составляла всего одну тонну - слишком мало для столь крупной многоместной машины.
Однако при этом самолет понравился летчикам своей большой и просторной кабиной, по которой можно было "гулять", а также - легкостью и простотой управления. Тот же Горанов отмечал, что в этом отношении самолет - гораздо более "дружелюбен", чем советский скоростной бомбардировщик СБ, который был намного строже в пилотировании, а экипаж в нем сидел в отдельных тесных кабинах без возможности общения и взаимодействия друг с другом, разве что, - по переговорному устройству.
В общем, французы "Потэз" сразу одобрили и заказали постройку 185 серийных экземпляров с моторами "Испано-Сюиза" мощностью по 690 л.с., а потом - еще 74 с немного более мощными 720-сильными "Лоррен-Дитрихами" (модификация "Потез-542"). Кроме того, 10 штук сделали по румынскому заказу. Для начала 1930-х годов тираж совсем не маленький.
Однако к концу десятилетия, когда вспыхнула Вторая мировая война, самолет безнадежно устарел. И хотя во французских ВВС еще числилось 150 бомбардировщиков этого типа (из них 24 - в летных школах и 40 - на хранении), в отражении немецкой агрессии они уже не участвовали. Посылать в бой против "Мессершмиттов" эти "гробы" французы так и не решились.
Правда, в 1941 году несклько "Потезов", размещенных в колониях, приняли участие в скоротечной Франко-таиландской войне в Камбодже, а также - в отражении британского нападения на Сирию, но только в качестве военно-транспортных бортов.
Наиболее славной страницей в истории "хорошего самолета" было участие на стороне республиканцев в гражданской войне в Испании. Уже 15 августа 1936 года, менее чем через месяц после начала фашистского мятежа, французское правительство Народного фронта по просьбе испанского правительства передало Испании шесть "Потэзов", взятых из строевых эскадрилий французских ВВС, а в октябре - еще восемь.
Поначалу их пилотировали французские летчики - добровольцы (или - наемники, поскольку им платили за боевые вылеты), а в конце сентября к ним добавились советские летчики и штурманы, прибывшие в Испанию раньше, чем поступили предназначенные для них скоростные бомбардировщики СБ.
Благодаря простоте управления "Потэзами", они самостоятельно и быстро освоили управление незнакомыми машинами и совершили на них немало боевых вылетов против франкистов, наступавших на Мадрид. Но, по мере поступления СБ они пересаживались на советские машины, а "Потезы" - передавали испанским экипажам.
Впрочем, к тому времени их осталось совсем мало. В частности, из первой шестерки "Потэзов" в ожесточенных осенних боях к середине октября погибли все. Потом бомбардировщики стали сопровождать истребители, потери заметно снизились, но все равно к марту 1937 года в строю испанских республиканских ВВС не осталось ни одного исправного "Потэза". На этом закончилась короткая, но яркая боевая биография "хорошего самолета".
Только что собранный "Потэз-540" возле сборочного цеха авиазавода фирмы "Потэз".
Рабочее место пилота бомбардировщика. Справа внизу виден проход в кабину штурмана и к носовой стрелковой башне.
"Кабинет" штурмана-бомбардира. Советский штурман Деменчук писал в своем отчете: "На этом самолете работать очень удобно, просторно, в кабине много места, есть стол, за которым можно удобно расположиться".
Справа - наружный вид носовой башенной турели.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6497747/6497747_original.jpg)
"Потэз" французских ВВС на полевом аэродроме.
Еще одна французская машина с эскадрильной эмблемой в виде танцующего Шивы-Натараджи.
Техническое обслуживание "Потэза-540" на одной из французских авиабаз.
Экипаж испанского республиканского "Потэза" с подвешенной бомбой и надписью на борту "Aqui te Espero" ("Жду тебя здесь").
Та же машина, сбитая 25 сентября 1936 года.
Еще один сбитый франкистами "Потэз". Крылья и мотогондолы отстыкованы для удобства транспортировки.
Сверху вниз:
"Потэз-542" из 4-й эскадрильи авиагруппы GR II/33 французских ВВС, Нанси, 1937 г.
"Потэз-542" из 1-й эскадрильи авиагруппы GR I/33 французских ВВС, 1938 г.
"Потэз-540" испанских республиканских ВВС, Мадрид, сентябрь 1936 г.
"Потэз-540" испанских республиканских ВВС, Альбасете, февраль 1937 г.