Колыма, ты, Колыма, чудная планета...

Nov 13, 2023 14:44



92 года назад, 13 ноября 1931 года, был организован непосредственно подчиненный ЦК ВКП(б) Дальневосточный трест по промышленному и дорожному строительству в районе реки Колыма, сокращенно - "Дальстрой". Главными задачами этой организации была добыча полезных ископаемых (прежде всего - золота) в труднодоступных северо-восточных районах РСФСР, а также - строительство транспортной инфраструктуры для их вывоза на "большую землю". В качестве основной рабочей силы использовались заключенные.

За 25 лет своего существования "Дальстрой" разросся в гигантскую "империю" площадью более трех миллионов квадратных километров (в пять раз крупнее Украины и почти в 15 раз крупнее Белоруссии) с собственными силовыми структурами, прессой, валютой, речным и морским флотом и даже авиацией. На этой территории к 1950 году располагалось свыше 350 "исправительно-трудовых" лагерей, 33 города и крупных поселка, большинство из которых было построено "с нуля", а также - сотни шахт, рудников, приисков и различных промышленных предприятий.

Через "Дальстрой" прошло более миллиона человек, из них свыше 720 тысяч заключенных и порядка 200 тысяч ссыльных "спецпоселенцев". Максимальная единовременная численность "зэков" была достигнута к 1952 году, когда в лагерях обслуживающего "Дальстрой" Северо-восточного Управления исправительно-трудовых лагерей (сокращенно - "Севвостлаг") сидело, точнее - работало в исключительно тяжелых условиях примерно 200 тысяч человек. Эти условия хорошо описаны Варламом Шаламовым в биографической книге "Колымские рассказы". Тем, кто не читал, - рекомендую, узнаете много интересного.

Согласно официальной справке архива УФСИН по Магаданской области, с 1933 до начала 1951 года в "Севвостлаге" умерло от голода, холода, различных заболеваний и внутрилагерных "разборок" 125 316 заключенных. Кроме того, более 11 тысяч было расстреляно (в основном, при так называемой "разгрузке лагерей от враждебного элемента" в 1937-38 годах). Данных за 1951-55 годы, а также - статистики смертности "спецпоселенцев" я не нашел.

Такой ценой "супертрест" добыл более 1000 тонн химически чистого золота (для сравнения, суммарная золотодобыча по всему СССР в конце 1920-х составляла всего 20 лишь тонн в год), а также - 55 тысяч тонн оловянного концентрата, две тысячи тонн вольфрама, 360 тонн кобальта и более 100 тонн урана, добыча которого началась только в 1948 году и прекратилась в 1952-м из-за относительной бедности колымских урановых руд.

На заставке - наградной значок "Отличнику дальстроевцу", утвержденный 4 мая 1940 года. Интересно, что на нем карта восточной части РСФСР с Камчаткой развернута на 90 градусов против часовой стрелки.



Карта, на которой отображен рост территории "Дальстроя", и установленный в Магадане авангардистский памятник узникам колымских лагерей.


На работу как на праздник под чутким взором ангела-хранителя.


Первый директор "Дальстроя" Эдуард Берзин (Берзиньш). В 1935 году награжден орденом Ленина за "выдающиеся успехи в социалистическом строительстве", а в 1938-м - расстрелян как "руководитель шпионской повстанческо-террористической организации".



Валюта "Дальстроя" - алюминиевые жетоны, которыми оплачивался труд заключенных и которыми они могли расплачиваться в лагерных столовых и лавках. Обычно их носили на шее.



Групповое фото делегатов первой партийной конференции "Дальстроя", 1932 год. В основном это охранники и инженерно-технические работники. Многие из них впоследствии были репрессированы вместе с Берзиным.



Строительство ангара первого Магаданского аэропорта.



Самолеты Р-5 авиации "Дальстроя", которые использовались для аэрофотосъемки и картографирования местности.


Дальстроевский П-5 "Лимузин" (гражданский вариант разведчика Р-5 с закрытой пассажирской кабиной), на котором летало местное начальство.


МП-6, он же ПС-7 - гражданская версия двухмоторного дальнего разведчика Р-6, оборудованная небольшим пассажирским салоном и поплавковым шасси. В авиации "Дальстроя" имелось несколько таких машин.



Авария ПС-7 авиации "Дальстроя" в Чокурдахе 30 июня 1941 года. Самолет при пробеге напоролся на плавающее бревно и скапотировал, при этом отлетели поплавки и правое крыло. К счастью, все четыре члена экипажа остались живы, но машина, естественно, была списана.



Флаг-штурман авиациии "Дальстроя" М.Д. Меньшиков и схема ее маршрутов в 1941 году.


И еще два самолета, поступившие в "Дальстрой" уже после войны. Вопрос на засыпку: можете определить, что это?

СССР, Террор, авиация, экономика, История, политика

Previous post Next post
Up