За власть рабочих и крестьян

Nov 07, 2023 13:49



На сегодняшнее число приходится 105-я годовщина важного, но трагичного и малоизвестного события российской истории. 7 ноября 1918 года сторонники рабоче-крестьянской советской власти на Урале потерпели сокрушительное поражение от адептов большевистской диктатуры и их иностранных наемников. Народная армия, состоявшая из ижевских и воткинских рабочих, а также - крестьян окрестных уездов, была разбита Красной армией и в ночь с 7 на 8 ноября оставила Ижевск, державший оборону более трех месяцев.

Такой итог неудивителен, если учесть, что защитники города не только сражались в меньшинстве, но и испытывыли острую нехватку боеприпасов. В Ижевске был крупный оружейный завод, однако, не было производства ни снарядов, ни патронов. Снаряды для шести трофейных трехдюймовок давно закончились, да и патроны были наперечет и выдавались поштучно только самым лучшим стрелкам. Остальным приходилось драться штыками и иным холодным оружием, вплоть до топоров и вил.

6 ноября ижевцы предприняли "психическую" контратаку без единого выстрела, в ходе которой они обратили в бегство мусульманский полк РККА и временно отбили у красных село Каменное. Выглядела эта атака совсем не так красиво и пафосно, как в фильме "Чапаев" (бойцы не держали строй и шли не в ногу, в разномастной, поношенной одежде и не под барабан, а под гармошку), но оказалась куда более эффективной.

Однако этот успех уже не мог переломить ситуацию, так как против четырех тысяч фактически безоружных народоармейцев красные сосредоточили 17,5 тысяч солдат, 40 орудий, более сотни пулеметов и два бронепоезда под общим руководством командира 2-й Армии Урало-сибирского фронта В.И. Шорина, бывшего полковника царской армии.

Непосредственное наступление на город осуществляла 2-я сводная дивизия В.М. Азина (Азиньша), в значительной мере состоявшая из латышских, эстонских и финских "интернационалистов". К вечеру 7 ноября азинцам при поддержке бронепоезда "Свободная Россия" удалось закрепиться на окраинах Ижевска. Попытка отбросить их была отражена шквальным ружейно-пулеметным огнем.

Поняв, что удержать город не удастся, командующий Народной армией полковник Федичкин приказал оставить Ижевск и отходить вдоль железной дороги в сторону Воткинска. Вместе с бойцами, опасаясь репрессий, ушли члены их семей и многие другие жители, так что, красным к утру 8 ноября достался опустевший город, в котором они насчитали более 1200 брошенных домов.

Потери в сражении за Ижевск точно не подсчитаны. Согласно сохранившимся "похоронным книгам" нескольких городских церквей, 8-11 ноября 1918 года на кладбищах этих храмов было погребено 118 человек, значащихся как "убитые в бою", а еще 44 человека отмечены как "разстрелянные красными". Но, разумеется, эти данные нельзя считать исчерпывающими.

Красным же, согласно ведомости учета потерь дивизии Азина, взятие Ижевска обошлось в 23 убитых, пятерых пропавших без вести и 34 раненых. Потери других частей и подразделений 2-й Армии - неизвестны, но, скорее всего, незначительны, так как в штурме Ижевска они не участвовали.

На заставке - диорама из ижевского городского музея, на которой красные готовятся к отражению "психической" атаки народоармейцев.



Карта-схема битвы за Ижевск 7-8 ноября 1918 года.



Слева - отличительные нарукавные повязки бойцов Ижевско-Воткинской Народной армии. Поначалу они были белые, а позже - красные со скрещенными винтовками или револьверами и аббревиатурой Н.А. Иногда на повязке дополнительно изображался Андреевский крест. Справа - нарукавная нашивка работников штаба Народной Армии (аббревиатура ИШО - Ижевский штабной отряд) и служащих Ижевского ударного ("бессмертного") батальона.



Здание, в котором с августа по ноябрь 1918 года размещался штаб Народной армии. Мемориальную доску на него недавно повесили, но неплохо было бы еще и отреставрировать.



Групповой снимок членов Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских и депутатов. В центре, в военной форме - главком Народной армии полковник Федичкин.



Газета Ижевского Совета, выходившая во времена антибольшевицкого восстания.





Знамена рабочих полков Народной армии представляли собой зеленые полотнища с красной каймой. На одной стороне была золотом вышита эмблема - скрещенные молоток и разводной ключ в обрамлении колосьев, а на другой - наименование части. Знамя воткинского крестьянского полка имени Минина и Пожарского несло изображение Спаса Нерукотворного на белом фоне с широкой красной рамкой, на нижней стороне которой находилась надпись "с нами бог".



"Пролетарские интернационалисты", воевавшие против Народной армии: китаец, венгр и латыш. Справа - их начальник, "командарм-2" и бывший царский полковник Шорин возле оперативной карты. В 1938 году он был объявлен врагом народа и расстрелян вместе со своим бывшим шефом Р.И. Берзиным (Берзиньшем), который в 1918 году командовал Урало-сибирским фронтом. Как говорится, награда нашла героя.



Дореволюционное фото будущего командира 2-й сводной дивизии В.М. Азина (Азиньша) и он же (второй справа) уже в роли красного комдива со своим штабом. Человек буквально преобразился, все-таки, не зря говорят, что участие в революционной борьбе возвышает и облагораживает.
До эпохи сталинского террора Азин не дожил, поскольку еще весной 1920 года попал в плен и был расстрелян (по другим данным - повешен) белогвардейцами, успев до этого заслужить кличку "зверь", данную ему за то, что он лично зарубил десятки пленных офицеров и практиковал в своей дивизии децимации, расстреливая каждого десятого в отступавших без приказа полках.



Экипаж блиндированного поезда азинской дивизии "Свободная Россия". Он был вооружен двумя трехдюймовками и восемью пулеметами.



Командный состав 2-й сводной дивизии Азина.



Современные ижевские коммунисты празднуют 7 ноября.

армия, униформа, вексиллология, Россия, гражданская война, История

Previous post Next post
Up