100 лет назад, 4 ноября 1923 года, американский военный летчик, лейтенант Алфорд Уильямс на компактном гоночном аэроплане Кертисс R2C "Рэйсер" установил абсолютный мировой рекорд скорости, преодолев трехмильную мерную дистанцию на скорости 429 км/ч. Это было почти вдвое быстрее, чем летали тогдашние истребители.
Такого выдающегося результата "Рэйсер" достиг, вопреки своей бипланной схеме, межкрыльевым расчалкам, создававшим дополнительное аэродинамическое сопротивление, и неубирающимся шасси. Однако машина, оснащенная мощнам 500-сильным двигателем, имела интересную особенность, значительно снижавшую это самое сопротивление. На ней отсутствовал радиатор, а охлаждающая жидкость циркулирвала внутри двойной обшивки крыльев.
Впоследствии этот технический прием применялся на целом ряде других скоростных самолетов, в том числе на немецком рекордном "Хейнкеле-100", установившем в 1939 году очередной мировой рекорд - 746 км/ч. Но это уже совсем другая история. А Кертис "Рэйсер" был построен в двух экземплярах, один из которых разбился в 1924 году при подготовке к авиагонкам на приз газетного магната Пулитцера. При этом погиб пилот - старший лейтенант Александр Пирсон.
Второй экземпляр оснастили поплавковым шасси и стали готовить к гонке гидросамолетов на кубок французского миллионера Шнейдера. Однако из-за нехватки претендентов соревнование отменили. Дальнейшая судьба машины - неизвестна. Попыток переделки R2C в истребитель, насколько я знаю, не предпринималось.
На заставке - R2C и его первый пилот Харольд Брау. На снимке хорошо видны охлаждающие панели обшивки несущих плоскостей.
Рекордсмен Алфорд Уильямс возле своего болида.