Маленький, но шустрый

Nov 05, 2023 13:11



100 лет назад, 4 ноября 1923 года, американский военный летчик, лейтенант Алфорд Уильямс на компактном гоночном аэроплане Кертисс R2C "Рэйсер" установил абсолютный мировой рекорд скорости, преодолев трехмильную мерную дистанцию на скорости 429 км/ч. Это было почти вдвое быстрее, чем летали тогдашние истребители.

Такого выдающегося результата "Рэйсер" достиг, вопреки своей бипланной схеме, межкрыльевым расчалкам, создававшим дополнительное аэродинамическое сопротивление, и неубирающимся шасси. Однако машина, оснащенная мощнам 500-сильным двигателем, имела интересную особенность, значительно снижавшую это самое сопротивление. На ней отсутствовал радиатор, а охлаждающая жидкость циркулирвала внутри двойной обшивки крыльев.

Впоследствии этот технический прием применялся на целом ряде других скоростных самолетов, в том числе на немецком рекордном "Хейнкеле-100", установившем в 1939 году очередной мировой рекорд - 746 км/ч. Но это уже совсем другая история. А Кертис "Рэйсер" был построен в двух экземплярах, один из которых разбился в 1924 году при подготовке к авиагонкам на приз газетного магната Пулитцера. При этом погиб пилот - старший лейтенант Александр Пирсон.

Второй экземпляр оснастили поплавковым шасси и стали готовить к гонке гидросамолетов на кубок французского миллионера Шнейдера. Однако из-за нехватки претендентов соревнование отменили. Дальнейшая судьба машины - неизвестна. Попыток переделки R2C в истребитель, насколько я знаю, не предпринималось.

На заставке - R2C и его первый пилот Харольд Брау. На снимке хорошо видны охлаждающие панели обшивки несущих плоскостей.



Рекордсмен Алфорд Уильямс возле своего болида.

США, авиация, спорт, дизельпанк, Интербеллум, История

Previous post Next post
Up