Первый итальянский "космонавт"

Oct 22, 2023 19:55



Ровно 85 лет назад, 22 октября 1938 года, подполковник итальянских ВВС Марио Пецци установил мировой рекорд высоты полета на самолете с поршневым двигателем, который продержался аж 57 лет. Только в 1995 году его побил немецкий экспериментальный высотный самолет "Гроб Страто 2С".

Для установления рекорда Пецци использовал биплан специальной постройки "Капрони-161 бис", оснащенный двухрядным звездообразным 14-цилиндровым мотором "Пьяджо Р.XI" мощностью 750 л.с. Двигатель был снабжен нагнетателем, а также - системой впрыска жидкого кислорода в цилиндры для обеспечения работы на экстремальных высотах. Тем не менее, на предельном потолке его мощность снижалась более чем на 90 процентов. Мотор вращал четырехлопастный винт с широкими лопастями, специально спроектированный для создания тяги в разреженной атмосфере.

Изначально "Капрони-161" имел открытую кабину, но для рекордного полета разработали довольно тесную гермокабину капсульного типа, которую вставили в фюзеляж и пропустили сквозь ее стенки тяги к рулям, элеронам и органам управления двигателем. Вылезти из нее без посторонней помощи летчику было крайне сложно, а потому в аварийной ситуации он фактически не имел шансов на спасение.

Но Пецци сознательно пошел на этот риск, а наградой ему стало высшее мировое достижение, официально зафиксированное Международной Авиационной Федерацией - 17330 метров. А также - высшая авиационная награда Италии - золотая медаль "За доблесть" и звание полковника.

Предыдущий мировой рекорд, установленный 30 июня того же года британским летчиком Морисом-Джеймсом Адамом на моноплане "Бристоль-138", Пецци перекрыл почти на километр. И после этого наступила очень долгая пауза, поскольку поршневые моторы вплотную подошли к пределу своей высотности. А более высокий рекорд "Гроба Страто" - 18561 м - был обусловлен установкой в качестве компрессоров-нагнетателей турбовальных двигателей "Пратт-Уитни PW-127", создающих часть моторной тяги.



Гермокапсула "Капрони-161 бис" внутри фюзеляжа с частично снятой обшивкой.



Купол гермокапсулы в вырезе кабины.



Марио Пецци возле  "Капрони-161бис" и передняя часть фюзеляжа этой машины крупным планом.



Окраска рекордного самолета. Гермокапсула на рисунке не показана.

Италия, авиация, спорт, дизельпанк, Интербеллум, История

Previous post Next post
Up