Торпедный лорд

Oct 15, 2023 22:28



Ровно 85 лет назад, 15 октбря 1938 года, в тот самый день, когда в США начались испытания "Томагавка", по другую сторону Атлантики, над туманным Альбионом впервые взлетел другой участник будущей войны - двухмоторный морской  бомбардировщик-торпедоносец Бристоль "Бофорт" (Bristol Beaufort). Самолет получил свое название в честь английского мореплавателя, географа и открывателя новых земель лорда Фрэнсиса Бофорта.

Он был сделан на базе легкого бомбардировщика "Бленхейм" образца 1935 года, который оснастили более мощными моторами и радикально переделали фюзеляж, чтобы втиснуть в него авиаторпеду, а заодно - еще одного члена экипажа - штурмана-торпедиста. Для этого высоту фюзеляжа пришлось значительно увеличить, но все равно торпеда целиком в него не влезла и ее пришлось подвешивать в полуутопленном положении, так что, в полете она частично выступала из-под днища.

Но это сочли приемлемым. В 1939 году самолет успешно завершил испытания, проявив неплохие летные данные. В ноябре того же года, уже после начала Второй мировой войны, его запустили в серийное производство, которое продолжалось до ноября 1944-го. Всего в Британии было выпущено 1429 "Бофортов" и еще 700 - в Австралии, где их оснащали американскими моторами.

В общем, тираж, прямо скажем, немаленький, однако, единственным реально выдающимся боевым успехом "Бофорта" стало повреждение в ходе торпедной атаки 6 апреля 1941 года немецкого линейного крейсера "Гнейзенау". Но этого успеха экипаж торпедоносца под командованием канадского летчика Кенни Кэмпбелла добился ценой своей гибели. Посмертно всех наградили высшими британскими орденами "Крест Виктории" - единственный подобный случай в истории английской авиации.

Почти все остальные корабли, торпедированные "Бофортами", представляли собой транспорты, танкеры и мелкие вспомогательные суда. В 1941 году они утопили 29 морских целей, но собственные потери при этом были очень велики. Шанс избежать повреждений в торпедной атаке у среднестатистического "Бофорта" составлял всего 17%.

В целом "лорды" не добились эпохальных достижений и не получили широкой известности, но они внесли свой вклад в победу на всех морских фронтах, где воевала Британия и ее доминионы: от Северной Атлантики до Индийского и Тихого океанов.

На заставке - "Бофорт" южноафриканского воздушного корпуса.



Первый прототип "Бофорта" без вооружения на испытательном аэродроме Королевских ВВС в Мартлшем Хит.



Серийная сборка "Бофортов" в Австралии.



Пара "Бофортов" в полете. Машина на первом плане оснащена дистанционной пулеметной турелью под кабиой штурмана. предназначенной для защиты от атак истребителей сзади-снизу.



"Бофорт" и его авиаторпеда.



"Бофорт" с подвешенной торпедой и демонтированным фюзеляжным люком, который сняли для облегчения покидания машины в критической ситуации.



"Бофорт" перед стартом. Техники выдергивают из-под колес тормозные колодки.



Редкий цветной снимок "Бофорта" в полете. Самолет покрыт коричнево-зеленым камуфляжем, который применялся в английских ВВС в начале войны.



Интерьер пилотской кабины "Бофорта" с живописной пробоиной в лобовом стекле. Справа внизу - лаз в носовую кабину штурмана.



Вверху: "Бофорт" Mk.I из 22-го скуадрона RAF, авиабаза Колтишелл, февраль 1942 г.
Внизу: "Бофорт" Mk.II из 217-го (индийского) скуадрона RAF, остров Цейлон, 1943 г. Самолет несет опознавательные знаки индо-бирманского ТВД и оборудован противокорабельным радаром  ASV Mk.II.

ВВС, авиация, Англия, История, Вторая мировая

Previous post Next post
Up