Ровно 110 лет назад, 29 сентября 1913 года, французский пилот Морис Прево на скоростном самолете "Депердюссен-Монокок" выиграл авиагонку на приз американского газетного магната Гордона Беннета, развив рекордную скорость 203,86 км/ч. Таким образом, был преодолен важный, символичный рубеж: рукотворный летательный аппарат впервые превысил скорость 200 километров в час.
Примечательно, что это произошло менее чем через 10 лет после первых коротких подлетов первого в мире управляемого аэроплана братьев Райт. Не менее любопытно, что впервые в истории такая скорость была достигнута не на самолете, а на автомобиле. 26 апреля 1911 года американский гонщик Боб Бирман на немецком болиде "Блитцен Бенц" разогнался до скорости 228 км/ч, недоступной тогдашним авиаторам, поскольку наивысшее авиационное достижение составляло на тот момент всего-навсего 111,8 км/ч. Но авиаконструкторы быстро сокращали разрыв.
Прево не смог достичь "автомобильного" результата, однако, его рекорд продержался вплоть до февраля 1920 года, когда Жозеф Сади-Леконт пролетел мерную дистанцию на самолете "Ньюпор-Деляж" NiD-29 со скоростью 275 км/ч, оставив далеко позади все наземные транспортные средства.
Впрочем, столь долгий "стаж" достижения Прево объяснялся лишь тем, что в годы Первой мировой войны авиационные рекорды не регистрировались, хотя, уже строились и активно применялись самолеты, летавшие гораздо быстрее "Депердюссена". Например, английский истребитель "Мартинсайд" F.4 образца 1918 года развивал скорость 235 км/ч.
На заставке - Морис Прево в кабине "Депердюссена Монокока" тип D, на котором он установил мировой рекорд скорости.
"Депердюссен Монокок" тип D был построен по проекту авиаконструктора Луи Бешеро в трех экземплярах, предназначенных для французских летчиков-спортсменов Прево, Жильбера и Роста. Самолеты несколько отличались друг от друга, в частности, у машины Прево был самый короткий размах, а следовательно - наименьшее аэродинамическое сопротивление. Очевидно, поэтому он и стал рекордсменом. Рост не вошел в число призеров, а Жильбер занял третье место.
На этом снимке он стоит возле своего самолета, у которого снят кок винта, благодаря чему виден двигатель - 14-цилиндровый двухрядный ротативный Gnome Lambda-2 мощностью 160 л.с., представлявший собой спарку семицилиндровых моторов Gnome Lambda.
Реплика предыдущей версии "Депердюссена" в парижском авиационном музее. На таком самолете Жюль Ведрин в 1912 году последовательно установил семь рекордов скорости, повысив собственный результат со 145 до 174 км/ч. Хорошо видно необычно короткое для тех времен крыло и очень чистая форма фюзеляжа, выклеенного на болванке из нескольких слоев шпона американского лириодендрона (тюльпанного дерева). По той же технологии, разработанной в начале ХХ века швейцарским инженером Эженом Рушонне, изготовлялись фюзеляжи советских истребителей И-16, МиГ-3. ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, только вместо лириодендрона у нас использовался обычный березовый шпон.
Чертеж "Депердюссена-монокока" тип D.
"Молниеносный Бенц". На этой машине Боб Бирман впервые превысил скорость 200 км/ч.