435 лет назад началось знаменитое морское сражение при Гравелине, в котором английский флот под командованием адмиралов Чарльза Ховарда и Фрэнсиса Дрейка в проливе Ла-Манш нанес поражение испано-португальской "Непобедимой Армаде" герцога Медина-Сидония, посланной для завоевания Британии. И хотя нынешние исторические справочники обычно указывают в качестве даты сражения 8 августа, англичане перешли на григорианский календарь только в 1752 году, а по юлианскому эта дата выпадает на 28 июля.
Благодаря победе в Гравелинском сражении Англия сохранила независимость и приобрела статус великой морской державы, а Испания начала постепенно хиреть и терять былое могущество, пока не превратилась из мирового гегемона во второразрядное государство на периферии Европы.
Однако нельзя сказать, что испанцы при Гравелине были разгромлены. Из 139 боевых кораблей они потеряли всего пять, два из которых затонули, а еще три - выбросились на прибрежные отмели и были захвачены союзниками англичан - голландцами. Людские потери составляли около 600 человек из более чем 30 тысяч матросов и солдат, находившихся на кораблях Армады.
Однако еще десятки испанских галеонов, галеасов и галер получили тяжелые повреждения, а главное - у Армады после многочасовой перестрелки закончились боеприпасы. У англичан к вечеру тоже почти иссякли запасы пороха, но испанцы об этом не знали. Зато они видели, что, несмотря на все их усилия, враг не потерял ни одного корабля, и это повергло испанских моряков в уныние.
На совещании штаба Армады в ночь с 28 на 29 июля было решено, что бой продолжать невозможно, возвращаться - тоже, поскольку сильный ветер дул в противоположном направлении. Оставалось только одно - продолжать движение на север, сделать огромную петлю вокруг Британских островов и вернуться в Испанию с северо-запада, через Атлантику и Бискайский залив.
Решение было вынужденным и очень рискованным, поскольку атлантические штормы представляли смертельную опасность для изрешеченных ядрами судов с рваными парусами. Так и случилось: при проходе Армады вдоль западного побережья Ирландии разыгралась буря и разбила о скалы 32 корабля, на которых погибло около 10 тысяч испанских солдат и матросов. Остальные - разметало по океану и они возвращались в порты поодиночке.
Всего, по разным данным, вернулось от 63 до 67 кораблей. Еще более трех десятков - пропали без вести, со временем их записали в погибшие. С учетом их команд общее число безвозвратных людских потерь Испании и Португалии достигало 20 тысяч человек. Узнав об этом, английская королева Элизабет удовлетворенно произнесла фразу, вынесенную в заголовок.
Впрочем, англичанам тоже было не до веселья. Сразу после возвращения из боя в английском флоте вспыхнула эпидемия неизвестного смертельного заболевания, похожего симптомами на тиф. За короткое время заболело более 20 тысяч моряков, почти девять тысяч из них умерли.
Война между Англией и Испанией продолжалась еще 16 лет и закончилась в 1604 году на условиях сохранения статус-кво. Любопытным последствием Гравелинского сражения стало то, что благодаря ему в Англию попал картофель. Мешки с картошкой, недавно введенной в рацион испанских моряков и еще неизвестной в остальных странах Европы, англичане нашли в трюмах разбитых кораблей Армады, а выжившие члены экипажей рассказали, что это такое. С тех пор корнеплод из Нового света занял почетное место на столах английской и ирландской бедноты.
На заставке - Гравелнское сражение на картине английского художника XVII века Николаса Хилларда. В левом нижнем углу можно разглядеть королеву Елизавету, наблюдающую за битвой с берега.
Фантазиное изображение "Непобедимой Армады" на рисунке современного словацкого художника Радо Явора.
Один из ее кораблей - португальский галеон "Флор до мар" - "Морской цветок".
Английский галеон "Свифтшир", введенный в строй в 1585 году.
Эпизод Гравелинского сражения. Британский галеон "Вэнгард" ведет бой на близкой дистанции с двумя испанскими галеонами.
Еще одна сцена битвы - команда покидает горящий испанский корабль. Картина Филиппа-Джеймса да Лутербурга.
Галеон "Сан Хуан Батиста". Примерно так или даже хуже выглядели многие испанские корабли после сражения.
Вверху - бронзовый казнозарядный фальконет, применявшийся в испанском флоте в XVI-XVII веках.
Гибель галеаса "Жирона" во время шторма у берегов Ирландии. Из 1300 матросов, гребцов и солдат, находившихся на нем, выжило только девять человек. Столь большое количество людей на "Жироне" объяснялось тем, что накануне он взял на борт около 800 моряков, спасенных с погибших ранее испанских кораблей.
Галеас "Анунсиада" разбивается об ирландские прибрежные скалы. Эта катастрофа тоже унесла сотни жизней.
Голландцы осматривают выбросившийся на отмель и покинутый командой испанский галеон.
Водолазные находки в останках одного из кораблей Армады: чугунные и каменные ядра,
бронзовая казнозарядная малокалиберная пушка и зарядные каморы для нее.