Конка, догони цыпленка!

Jul 22, 2023 13:13



Ровно 160 лет назад, 22 июля 1863 года, по Васильевскому острову Санкт-Петербурга проехал первый в России вагон городской пассажирской железной дороги на конной тяге. А 17 августа началось регулярное движение нового общественного транспорта, сразу получившего народное название "конка". Изначально он состоял из 29 небольших одноконных вагончиков на 10 сидячих мест, а общая длина трех линий - Невской, Адмиралтейской и Садовой составляла всего восемь километров. Несмотря на столь скромные масштабы, за первый год существования петербургская конка перевезла полтора миллиона пассажиров!

В дальнейшем количество и протяженность маршрутов увеличивались, росла численность подвижного состава и его вместимость. К концу XIX века в Петербурге функционировали уже 30 линий конки общей протяженнностью более 80 км.  В 1875 году появились двухэтажные пароконные вагоны на 40 мест с открытым верхним этажом, почему-то называвшимся "империалом". Пассажиры, ехавшие в закрытом вагоне, платили за проезд пять копеек, а мокнувшие под дождем "империалисты" - три.

Во избежание травматизма, городская Дума ограничила скорость движения конки десятью верстами (10,6 км) в час, что сразу вызвало появление ироничного одностишия, вынесенного в заголовок. Вторым "коночным" городом Российской империи в 1866 году стала Варшава, а до Москвы новый вид транспорта добрался только в 1874-м. Однако это уже другая история, а на заставке - "машинист" петербургской конки в форменном обмундировани.



Конка на Невском, в которой решил прокатиться король Италии со свитой во время своего визита в Санкт-Петербург. В его честь вагон украшен российскими и итальянскими флагами.



Двухэтажная конка "нового типа" с "империалом", введенная в 1875 году. Иллюстрация одного из петербургских журналов.





Еще одна журнальная иллюстрация с изображением другой разновидности конки, отличавшейся крайне неудобным способом подъема на "империал". Никаких подробностей относительно этих экипажей, а также - их фотографй я не нашел.



Конка на наплавном Дворцовом мосту через Неву.



Затор из конок во время крестного хода на Невском прспекте.



Старое и новое: конка проезжает под монтирующейся линией электрического трамвая, 1908 год.

транспорт, Россия, История, стимпанк

Previous post Next post
Up