Когда пламенела редиска

Jun 20, 2023 12:14



Ровно 90 лет назад, 20 июня 1933 года, начальник ГУЛАГа ОГПУ Матвей Давидович Берман (расстрелянный в 1939-м по обвинению во вредительстве, терроризме и шпионаже в пользу Германии) лично доложил товарищу Сталину об окончании строительства Беломорско-Балтийского канала имени товарища Сталина, который уже тогда отличался непревзойденной скромностью.

Канал протяженностью 227 километров от первого до последнего метра построили заключенные, причем построили они его в фантастическом темпе - всего за 20 месяцев. За это время было выкопано (вручную!) более 10 миллионов кубометров грунта и возведено более 100 крупных гидротехнических сооружений, в том числе 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и т.д., а также проложено 37 километров железнодорожных путей.

И все это - в сложных природно-климатических условиях, по античным технологиям. На стройке работало в общем счете 108 тысяч зэков, но не было ни одного экскаватора, бульдозера, грейдера и подъемного крана. Не было даже грузовиков. Лишь в отдельных местах применялись отбойные молотки и динамит для дробления скал, но, судя по фотографиям, в основном, их долбили кувалдами.

Ценой за это выдающееся достижение, согласно официальной статистике ГУЛАГа, стали 12308 умерших строителей, которых в советской печати называли "каналоармейцами": 1438 человек умерло в ноябре-декабре 1931 года, 2010 - в 1932 году и 8870 - за неполных шесть месяцев 1933 года. Резкий скачок смертности был вызван авральной "штурмовщиной" на финальном этапе работ, повышением норм выработки и одновременным сокращением рациона питания.

Разумеется, эти цифры были строго засекречены. Зато в газетах и журналах публиковались совсем другие вещи, например, репортаж литератора-пропагандиста Александра Авдеенко, которого ленинградская писательская организация командировала на слет каналоармейцев-ударников, организованный управлением Белбалтлага ОГПУ. Вот замечательная цитата из этого отчета, описывающая, как кормили участников и гостей мероприятия:

«Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире куски теши, семги, балыка. Большое количество тарелок было завалено кольцами колбасы, ветчиной, сыром. Пламенела свежая редиска...»

Действительно, было от чего ошалеть, потому что что стандартный дневной рацион обычного каналоармейца, занятого на тяжелых земляных работах, согласно нормативу начала 1933 года, состоял из 800 граммов ржаного хлеба, 50 граммов крупы, 10 граммов растительного масла и 20 граммов сахара. Мясо, рыба, овощи, молочные продукты и животные жиры в него не входили вообще (здравствуй, цинга).

Причем эта норма выдавалась лишь тем, кто выполняли дневную выработку на 100%. При 80% выработки выдавалось 600 граммов хлеба, при 60% - 500 граммов, а при менее чем 60% - так называемый "штрафной паек" - 300 граммов, однозначно означавший голодную смерть. Придумал эту замечательную систему заместитель начальника Белбалтлага и бывший одесский коммерсант Нафталий Аронович Френкель.

Благоодаря ей, канал был построен точно в намеченные сроки, в очередной раз подтвердив ошибочность расхожего утверждения о неэффективности рабского принудительного труда за еду.



Зэки - "фалангисты" и их прораб. Бригады заключенных Белбалтлага кто-то из ОГПУшников, очевидно, начитавшийся Шарля Фурье, придумал называть фалангами. Однако после начала гражданской войны в Испании, где фалангистами называли себя местные фашисты, это слово в СССР приобрело негативную окраску и больше не использовалось.



Типовой метод дробления гранита каналоармейцами при помощи кувалды и зубила.



Скальные работы при строительстве шлюза №5, июнь 1932 г.



Оттаскивание валунов.



Снятие грунта и уборка валунов перед началом строительства шлюза №7, июль 1932 г.



Вывоз грунта летом.



И зимой.



Механизация - деревянный свайный копер со ступальным колесом, изобретенный еще в Древней Греции.



Конная "железная дорога" с деревянными рельсами и колесами, сооруженная по проекту заключенных Совковича и Педана. Местные остряки прозвали ее "лагерным Фордом". На стройке Беломорканала вообще почти всё было сделано из дерева.



Еще один образец деревянной грузовой конки.



Очень красноречивая фотография, демонстрирующая, что на самых тяжелых работах наряду с мужчинами трудились и женщины, ведь родная советская власть гарантировала им полное равноправие.



Строительство шлюза. Абсолютно всё деревянное.



Подготовка к обшивке досками донной поверхности шлюза.



Митинг зэков под лозунгом "Даешь воду!"



Суровая пляска лагерной агитбригады.



Под музыку работа спорится.



Предшественник Бермана на посту начальника ГУЛАГа дважды орденоносец Лазарь Иосифович Коган (расстрелян в 1939 году) во время инспекционной поездки по Белбалтлагу. Июнь 1932 г.



Открытка с портретами руководителей строительства Беломорканала.



Даже установленный в честь окончания строительства обелиск с надписями "Да здравствует вождь народов тов. Сталин" и "В СССР труд есть дело чести, доблести и геройства" был деревянным, а потому быстро сгнил.

идеология, пропаганда, СССР, спецслужбы, экономика, История, политика

Previous post Next post
Up