Click to view
Ровно 100 лет назад, 12 июня 1923 года, впервые поднялся в воздух первый аэроплан, спроектированный и построенный в Китае. Первой пассажиркой этой двухместной машины по собственному желанию стала жена тогдашнего китайского лидера Сун Ятсена Сун Цинлин, которая называла себя на европейский манер Розмундой (возможно, из-за популярной в те годы эстрадной песни с таким названием) и требовала от других, чтобы они обращались к ней так же.
А вскоре первенец китайского авиастроения получил официальное название Rosamonde, написанное на капоте. При этом на борту нарисовали символичную цифру "1", а на хвосте изобразили эмблему китайских ВВС, в которую был вписан лозунг "Авиация спасет страну!" провозглашенный Сун Ятсеном в 1920 году.
Авторами проекта "Розамунды" были нанятые в Англии авиаинженеры Гай Колдуэлл и Артур Уайлд. За основу они взяли тогдашние аэропланы голландского авиаконструктора Антони Фоккера, но ни одну фоккеровскую машину "Розамунда" в точности не копировала. Она имела смешанную деревянно-металлическую конструкцию и американский шестицилиндровый мотор "Кертисс" ОХХ-6 мощностью 100 л.с. с водяным охлаждением и лобовым радиатором автомобильного типа.
Красавица Розамунда прожила долгую жизнь, более чем на полвека пережила своего мужа, успела побывать председательницей общества советско-китайской дружбы и умерла в 1981 году в возрасте 88 лет. Однако самолет, называный в ее честь, не стал долгожителем. Он бороздил просторы небес всего около четырех месяцев и в начале октября 1923 года сгорел при пожаре на аэродроме.
Розамунда в кабине "Розамунды".
Сун Ятсен с супругой возле посвященного ей первого китайского аэроплана.
Группа китайских пилотов, прошедших обучение в США и вернувших на родину, отдает честь летчику-испытателю Яну Сяньси, впервые взлетевшему на "Розамунде".
Полноразмерный макет "Розамунды" в пекинском авиамузее.