Как известно, в ХХ веке чилийские военные прославились лишь тем, что взяли штурмом президентский дворец в Сантьяго и убили собственного президента. Однако в предыдущем столетии их боевые достижения были куда более впечатляющими. В те времена чилийцы являлись самыми умелыми воинами и одновременно - самыми отборными головорезами, если не во всей Латинской Америке, то на всем ее западном побережье. Очевидно, это объяснялось бесконечно долгой и жестокой фронтирной войной, которую чилийцы столетиями вели на юге страны против непокорных индейцев мапуче.
Ярким проявлением чилийских воинских способностей стала битва, состоявшаяся 26 мая 1880 года. Это сражение ознаменовало переломнымй момент
Великой Тихоокеанской войны, после которого окончательная победа чилийцев стала почти неизбежной. У поселка Такна на краю пустыни Атакама наступавшую чилийскую армию встретила объединенная группировка перуанских и боливийских войск, занимавшая сильную позицию на обращенном к врагу склоне холма, дополнительно укрепленную земляным валом и траншеей с каменным бруствером.
Чилийцев было 14147 человек с двадцатью полевыми орудиями Круппа, семнадцатью легкими горными пушками и четырьмя митральезами Гатлинга. Их противников насчитывалось 13650 человек (8500 пперуанцев и 5150 боливийцев) с тридцать одной пушкой (правда, некоторые из них были старыми дульнозарядными системами) и семью митральезами. Таким образом, силы были примерно равны. Тем не менее, чилийский главком, генерал Мануэль Бакедано после короткой артподготовки бросил солдат на штурм.
Чилийцы атаковали решительно, несмотря на то что им пришлось идти вперед под прицельным огнем по рыхлому песку, затруднявшему движение. Сперва они захватили и зачистили позиции на склоне, а потом без промедления ринулись на вершину холма. Командующий объединенной армией античилийской коалиции, боливийский генерал Нарсисо Камперо ввел в бой резервы, чтобы отбросить противника, но чилийские войска, также усиленные несколькими резервными батальонами, одержали верх в рукопашной схватке.
Перуанцы и боливийцы бросили орудия и беспорядочно откатились в поселок, но чилийцы, подтащив свою артиллерию и развернув только что захваченные вражеские пушки, накрыли его ураганным огнем. Деморализованные и потерявшие управление союзники не стали дожидаться атаки и бежали дальше на север.
Через пять часов с момента начала битвы все было кончено. Боливийско-перуанская армия перестала существовать. Боливия так и не оправилась от этого разгрома и после Такны ее участие в войне стало чисто номинальным. Перуанцам же пришлсь набирать новую армию и отбиваться в одиночку. Они продержались еще три года, несмотря на захват чилийцами столицы Перу и почти полную оккупацию страны, но в конце концов также были вынуждены признать поражение.
В сражении при Такне чилийцы потеряли 474 человека убитыми и 1458 ранеными, а их противники - примерно 2800 убитыми или пропавшими без вести и около 2500 ранеными. Такое соотношение потерь у союзников объяснялось тем, что чилийские солдаты не брали пленных и безжалостно добивали раненых, попадавших к ним в руки. Среди убитых были и женщины, сопровождавшие боливийско-перуанскую армию. Современный боливийский рисунок на эту тему помещен вверху.
Боливийские и перуанский солдат со своими женами, сопровождавшими их в боях и походах.
Схема расположения войск перед началом битвы при Такне. Вверху красным показаны боливийцы и перуанцы, внизу - синим - чилийцы.
Рукопашная на вершине холма. Чилийцы - слева, перуанцы - справа.
Перуанская позиция на холме, захваченная чилийцами ценой немалых потерь, акварельный рисунок одного из чилийских офицеров - участников сражения.
Чилийские кавалеристы времен Тихоокеанской войны. Для демонстрации униформы художник объединил на рисунке солдат из разных полков.
Краснознаменная чилийская пехота и маркитантка - кантиньера.