Мертворожденный комар

May 12, 2023 20:58



Ровно 65 лет назад, 12 мая 1958 года, впервые поднялся в воздух прототип легкого противопартизанского штурмовика MS-1500 "Эпервье", что в переводе с французского означает "ястреб". Однако, кроме названия, в нем не было ничего похожего на грозную хищную птицу, скорее, он напоминал комара, особенно - после замены двигателя. Это была последняя разработка некогда всемирно знаменитой французской авиастроительной фирмы "Моран-Солнье", которая оказалась провальной.

В начале Первой мировой войны на базе самолета этой фирмы был сделан первый в мире истребитель, а к концу 1930-х годов "Моран-Солнье" MS-406 составлял основу истребительной авиации Франции. Но после Второй мировой ей не удалось сделать ничего выдающегося. Компания несла убытки, а "Эпервье" угробил ее окончательно. Этот штурмовик был разработан на фоне колониальной войны в Алжире, когда французские ВВС нуждались в легком и дешевом антиповстанческом самолете, способном работать с маленьких грунтовых аэродромов в горной местности.

Но фирма явно переборщила с простотой и гениальностью дешевизной. В результате у нее получилась крайне примитивная машина, чьи летные и боевые характеристики привели французских военных в уныние. Самолет с турбовинтовым двигателем "Маркаду" мощностью в 400 лошадиных сил и неубирающимся шасси на испытаниях развил максимальную скорость всего 315 км/ч  а его боевая нагрузка не превышала 300 кг. "Ястреб" мог поднять шесть 50-килограммовых осколочно-фугасных бомб или четыре пусковые установки для 68-миллиметровых НАР.

По меркам 1958 года, это были позорные результаты. Вдобавок, на самолете отсутствовала броня, а у алжирских партизан к тому времени появились скорострельные малокалиберные зенитки советского производства, полученные из соседних арабских стран. Для них MS-1500 представлял собой легкую и беззащитную мишень.

После того как командование ВВС Франции забраковало машину, "Моран-Солнье" построила второй прототип с более мощным 700-сильным мотором "Бастьен", позволившим увеличить скорость до 350 км/ч и сделавшим внешний облик MS-1500 очень забавным. Но он тоже не заинтересовал ни французских военных, ни потенциальных зарубежных покупателей.

Ни одного заказа не последовало, и это повлекло за собой крах. В начале января 1962 года "Моран-Солнье" прекратила существование и была поглощена концерном "Потез", который вскоре тоже накрылся медным тазом и вошел в состав государственной корпорации "Аэроспасьяль". Но это уже другая история.



Прототип MS-1500 в полете с двигателем "Маркаду".



Второй прототип "Эпервье" с двигателем "Бастьен" на Парижском авиасалоне.



Носовая часть MS-1500 и его журнальный рекламный плакат.



Отдельные агрегаты MS-1500 крупным планом: основные опоры шасси и двигатель "Бастьен".

ВВС, авиация, Франция, История

Previous post Next post
Up