Дядя Сэм против Дон Кихота

Apr 25, 2023 22:17



Ровно 125 лет назад, 25 апреля 1898 года США объявили войну Испании. Официально - ради "освобождения кубинского народа от испанского колониального гнета", а фактически - чтобы прибрать к рукам остатки когда-то великой, но сильно ослабевшей и одряхлевшей к концу XIX века Испанской колониальной империи. Американцы давно положили глаз на Кубу, а также - на Филиппины, остров Гуам и Пуэрто-Рико.

А в феврале того же года у них появился повод для агрессии, о котором я недавно уже писал. 21 мая американский флот Атлантического океана начал морскую блокаду Кубы, а Тихоокеанская эскадра с десантом направилась к Филиппинам. Одновременно в США был объявлен массовый набор добровольцев в армию и мобилизация Национальной гвардии. Но потом в Вашингтоне решили, все же, соблюсти дипломатические приличия и отправили в Мадрид ноту с формальным объявлением войны, фактически начавшейся за три дня до этого.

Как и во всех войнах Нового и Новейшего времени, в Испано-американской сражались не только армии и флоты, но и пропагандисты, стремившиеся поднять боевой дух своих народов и укрепить их волю к борьбе. Главным средством массовой агитации и пропаганды тогда была бумажная пресса, а одним из основных художественных приемов - карикатуры. Посмотрим на нескольких примерах, как выглядела эта "война карикатуристов".

Начнем с двух помещенных на заставке иллюстраций из нью-йоркского сатирического журнала "Puck", отражающих испано-американские коллизии вокруг Кубы. Первая картинка была нарисована и опубликована еще за два года до войны, в 1896 году. На ней дядя Сэм насмешливо изображен в виде пожилого опереточного героя-любовника, который защищает красотку Кубу от не менее водевильного злодея с надписью "Испания" на шляпе. Рисунок наполнен иронией, его автор еще не догадывается о будущей войне.

А справа - картинка, нарисованная уже после того как заговорили пушки. Обратите внимание, как радикально изменился образ дяди Сэма! В нем уже уже нет никакой насмешки. Это старый, но грозный воин, опирающийся на саблю и прикрывающий Кубу американским флагом. Да и испанский офицер, кстати, в реальном колониальном мундире, тоже отнюдь не выглядит героем опереты. Иное время диктует иные художественные приемы и беззлобную шутку сменил воинственный пафос.



А вскоре после начала войны американские карикатуристы "пошли вразнос" и начали рисовать испанцев в откровенно зверском обличье, как кровавых монстров. Вверху - две характерные обложки журнала "Judge" ("Судья").



Еще одна довольно жестокая и циничная карикатура, на которой американский боевой корабль стреляет снарядом с надписью "Retribution" ("Возмездие") в испанского короля Альфонсо XIII, играющего на Кубе с деревянным корабликом. Цинизм - в том, что во время войны король был ребенком, как его и нарисовали, ему было всего 12 лет.



Ну и апофеоз: карикатура, на которой европейские монархи, а также Джон Буль и французский президент, под суровым взглядом Клио обсуждают смерть Испании, а за этой сценой с ехидно-сардонической ухмылкой наблюдает дядя Сэм. Из мертвой руки фигуры, накрытой испанским флагом, выпала бритва, на которой написано "stupidity" ("глупость"). В общем, дядюшке в полосатых панталонах мало убить противника, а надо еще и поглумиться над ним. И американцы находят это смешным.

А чем же отвечали испанцы? В общем-то, не очень активно и эффективно они отвечали. Внизу две газетные карикатуры на американскую экспансию в районе Карибского моря и на агрессию против Кубы. Любопытно, что на обоих рисунках атрибутом дяди Сэма является свинья, но я не знаю, что символизирует этот образ. Возможно - просто свинью.





И еще одна аналогичная карикатура, которая не нуждается в расшифровке.

Поддержка блога:
ЮMoney: 410015543881494
Visa Сбербанк: 4276 3801 3575 2918

США, пропаганда, Испания, журналы, испано-американская война, политика

Previous post Next post
Up