Ровно 85 лет назад совершил первый полет японский легкий многоцелевой боевой самолет Татикава Ки-36, он же "Самолет непосредственной поддержки наземных войск тип 98". Он позиционировался как тактический разведчик, командирская, связная и штабная машина, а также - легкий ближний бомбардировщик, способный нести до 150 кг мелких бомб под крылом. Иногда его называют штурмовиком, но это неверно, так как для штурмовки он мог использовать всего один синхронный пулемет винтовочного калибра, что слишком слабо даже по меркам Первой мировой войны.
Самолетик получился вполне удачным, хотя и не блистал высокими летными характеристиками. В частности, максимальная скорость составляла всего 285 км/ч, то есть, уйти от вражеских истребителей он не мог. Зато он обладал отличным обзором, что важно для разведчика, а также мог базироваться на маленьких и необорудованных прифронтовых аэродромах. Кроме того, он обладал отличной маневренностью и был прост в управлении, что позволило использовать его в качестве учебной машины.
Ки-36 успешно прошел испытания, был запущен в серийное производство и построен в количестве 1334 экземпляра, что для японской авиации совсем не мало. Уже в январе 1939-го первые серийные машины начали поступать в войска. Их боевым дебютом стала вспыхнувшая в мае того же года необъявленная советско-японская война на реке Халхин-Гол.
В ней принимали участие не менее двух десятков Ки-36. В частности, по состоянию на 14 июля в составе 15-го смешанного сентая (авиаполка) числилось шесть таких машин. Полк, в который, помимо Ки-36, входили четыре скоростных разведчика Ки-15 и девять старых легких бомбардировщиков-бипланов Ки-4, базировался на маньчжурском аэродроме Джинджин-Сумэ.
Утром 2 августа он подвергся штурмовому удару советских истребителей. 23 И-16 из 70-го истребительного авиаполка под прикрытием 15 "Чаек". Атакующие подошли на малой высоте со стороны восходящего солнца, их прозевали японские передовые наблюдатели, а потому удар застал противника врасплох. Как раз, в тот самый момент, когда наши истребители появились над аэродромом, с него взлетал Ки-36 под управлением командира сентая полковника Кацумэ Абэ.
Самолет уже оторвался от земли, когда его прошили пулеметные очереди. Машина с полными баками мгновенно превратилась в бензиновый факел и рухнула на взлетную полосу. Абэ, сидевший в задней кабине штурмана, погиб вместе с пилотом, став самым высокопоставленным японским авиационным офицером, нашедшим свою смерть в маньчжурской степи.
Потом "ишаки", строча из пулеметов, несколько раз прошлись вдоль стоянки самолетов и уничтожили еще шесть машин, в том числе три Ки-36. Для наших этот налет завершился без потерь. В дальнейшем еще, как минимум, два Ки-36, соглано японским данным, были сбиты в воздушных боях, после чего японцы вывели с фронта уцелевшие самолеты этого типа. К началу сентября в составе авиагруппировки на территории Маньчжурии их уже не было.
В 1941-45 годах Ки-36 активно применялись на всех фронтах, где воевала армейская авиация Японии: в Китае, на Филиппинах, на Новой Гвинее, в Индонезии, в Малайзии и в Бирме. Их экипажи заслужили высокий авторитет, оперативно доставляя штабам наземных войск ценную разведывательную информацию. Нередко разведки сочетались с бомбардировками, но относительно малая боевая нагрузка снижала их эффективность.
Помимо боевых частей, Ки-36 служили в летных школах Гифу, Хокото, Уцуномия, Камигахара и ряде других, дав "путевку в небо" тысячам японских летчиков. В 1945 году японцы от безысходности начали использовать эти машины для самоубийственных "специальных атак", оснастив некоторые из них подфюзеляжными подвесками для 250-килограммовых бомб. Но о каких-либо подтвержденных успехах Ки-36 в этой роли информации нет.
В августе 1945 года советские войска захватили значительное количество Ки-36 на маньчжурских учебных аэродромах и впоследствии передали их китайцам, которые использовали эти машины для подготовки собственных пилотов, а также - во вспыхнувшей в 1946 году гражданской войне с маоистами. После победы "караснокитайцев" эти трофеи перешли к ним и использовались в летных школах Народно Освободительной Армии Китая вплоть до начала 1950-х годов, когда им на смену пришли советские машины.
На заставке - невооруженный Ки-36, купленный в 1940 году издательством газеты "Асахи Симбун". На нем летали ее фронтовые корреспонденты и фотокорреспонденты.
Ки-36 в типичном камуфляже с подвешенными под крылом 15-килограммовыми осколочными бомбами.
Ки-36 в светло-серой довоенной окраске.
Ки-36 и советские десантники на захваченном японском аэродроме.
Слева - японские мотористы заводной рукояткой запускают двигатель Ки-36. Справа - советский сержант возле трофейного Ки-36.
Музейный экземпляр Ки-36 с опознавательными знаками ВВС НОАК раннего образца и со снятыми обтекателями колес шасси. Нижние поверхности окрашены в желто-оранжевый цвет, характерный для учебных машин.
Поддержка блога:
ЮMoney: 410015543881494
Visa Сбербанк: 4276 3801 3575 2918