Предыдущий пост ожидаемо вызвал оживленную реакцию, однако, давайте отвлечемся от современных заморочек и вспомним о тех временах, когда американцы выступали не за толерантность, ЛГБТ и бандеровцев, каким-то странным образом сочетая в своих головах эти понятия, а воевали друг с другом за совсем другие идеи и ценности.
За последние два года я уже опубликовал несколько заметок о броненосцах времен гражданской войны в США. А вот еще один интересный и оригинальный образчик этой боевой техники эпохи стимпанка: броненосец федерального флота "Киокук" (Keokuk), названный именем вождя "лояльных" индейцев племени сауков, никогда не вступавшего в конфликты с властями и беспрекословно исполнявшего все их распоряжения. В честь такого хорошего аборигена можно и корабль назвать, однако, этот корабль оказался не очень удачным.
Броненосец, спроектированный в 1861 году инженером Чарльзом Уитни, внешне выглядел как двухбашенный монитор. Однако его конические башни не вращались, а представляли собой неподвижные казематы, каждый из которых имел по три широкие амбразуры, направленные вперед (у заднего - назад) и в обе стороны. Амбразуры закрывались качающимися броневыми створками, которые раздвигались непосредственно перед выстрелом.
Внутри казематов на поворотных платформах стояли две 11-дюймовые (279-мм) дульнозарядные гладкствольные пушки Дальгрена, стрелявшие 75-килограммовыми ядрами, 70-килограммовыми пороховыми бомбами или картечью. Их дальнобойность при максимальном угле возвышения составляла примерно 3600 метров. Орудийные платформы артиллеристы поворачивали вручную. Такая конструкция получилась гораздо более простой и дешевой, чем вращающиеся бронебашни, для которых требовались отдельные паровые машины.
Но этим особенности "Киокука" не исчерпывались. Его главная изюминка - изобретенная Уитни первая в мире композитная броня, из которой были сделаны борта корпуса, казематы и рулевая рубка. Броня представляла собой "сэндвич", состоящий из четырех слоев относительно тонких катаных железных плит (три - снаружи и одна - внутри), между которыми устанавливались поперечные железные балки толщиной в дюйм и шириной в четыре дюйма, а промежутки между ними заполнялись сосновыми вставками (см. чертеж). Все элементы конструкциии скреплялись заклепками и длинными болтами с потайными головками.
Общая толщина "бутерброда" составляла 5,75 дюйма (146 мм). По расчетам Уитни, его снарядостойкость должна была лишь ненамного уступать сплошной железной броне той же толщины, однако, эти расчеты не оправдались. При попаданиях тяжелых ядер и бронебойных снарядов заклепки расшатывались и вылетали, наружные плиты отваливались и вся конструкция сыпалась.
Это можно было бы выяснить путем контрольного отстрела на полигоне, но корабль, как и все американские броненосцы того периода, строился в большой спешке, а потому никаких экспериментов не проводилось. Просто понадеялись на авось.
Еще один секрет "Киокука" - регулируемая осадка. В носовой и кормовой частях корпуса находились большие балластные цистерны. В походном положении они были пусты, но перед боем их полагалось заполнять, открыв кингстоны. При этом корабль почти целиком уходил под воду, а над поверхностью возвышалась только верхняя палуба, казематы и дымовая труба. Это, по мнению Уитни, обеспечивало броненосцу дополнительную защиту. По окончании боя вода откачивалась паровыми насосами и корабль вновь всплывал по ватерлинию.
В целом "Киокук" был относительно небольшим железым судном длиной 48 метров, шириной - 11 и водоизмещением 677 тонн. Только палубу сделали из пятидюймовых дубовых брусьев. Две двухцилиндровые V-образные паровые машины суммарной мощностью 500 л.с., работавшие от двух котлов, обеспечивали скорость до девяти узлов на спокойной воде. Экипаж - 92 офицера и матроса.
Строительство броненосца началось в Нью-Йорке в апреле 1862 года. В декабре его спустили на воду, а 7марта 1863-го "Киокук" вступил в строй. Ровно через месяц, после недолгих ходовых испытаний, он отправился в свой первый бой, оказавшийся для него последним. Но об этом - чуть позже.
Оригинальные разрезы "Киокука", вычерченные в 1862 году. Балластные цистерны заштрихованы.
Современный рисунок "Киокука". Хорошо видно, что его пушечное вооружение дополнялось тараном, который, впрочем, кораблю так и не понадобился.
Еще одно современное изображение броненосца, несколько отличающееся от предыдущего.
Чертеж композитной брони "Киокука" и одно из его орудий, ныне установленное в качестве памятника.