Чайковатый француз

Feb 20, 2023 22:53



В 1930-е годы несколько стран разрабатывали и строили истребители с изогнутым крылом типа "чайка". Французы тоже отдали дань этой моде и ровно 90 лет назад, 20 февраля 1933 года, совершил первый полет сделанный на фирме Lоire (читается - "Луар") истребитель "Луар-45" - подкосный высокоплан, оснащенный "чайковидным" крылом.

Он обладал некоторыми достоинствами, в частности - высоким потолком и очень мощным по тем временам вооружением - двумя 20-миллиметровыми автоматическими пушками в подкрыльевых гондолах. Но были и недостатки, среди которых - недостаточная путевая устойчивость и плохой обзор вперед-вниз, загораживаемый крылом. Военные самолет забраковали, но фирма в инициативном порядке переделала проект и за свой счет построила второй прототип, получивший обозначение "Луар-46".

На нем двигатель немного опустили вниз, а крыло, наоборот, приподняли, дав возможность пилоту смотреть под него. Для повышения устойчивости хвостовую часть фюзеляжа слегка удлинили, а площадь вертикального оперения - увеличили. Кроме того, военные сочли двухпушечное вооружение избыточным, поэтому орудия заменили четырьмя пулеметами винтовочного калибра, установленными внутри консолей.

В таком виде самолет успешно прошел испытания и в мае 1936 года был принят на вооружение французских ВВС, а фирма получила заказ сперва на 40 серийных экземпляров, а потом еще на 20. К тому времени аэродинамическая схема "Луара" выглядела явным анахронизмом, поскольку в других европейских странах уже появились скоростные свободнонесущие монопланы, вроде английского "Харрикейна", немецкого "Мессершмитта-109" и советского И-16.

"Луар" капитально проигрывал им в скорости, несмотря на мощный 900-сильный мотор. Вообще, не совсем понятно, зачем французам понадобилась эта машина, ведь у них уже давно состоял на вооружении гораздо менее "корявый" и более аэродинамичный истребитель " Девуатин-510", превосхдивший "Луар" в скорости почти на 80 км/ч, а также обладавший более высокой скороподъемностью.

Правда, у "Луара" была значительно выше дальность полета - 1300 км против 860 у "Девуатина". Возможно, именно это сыграло роль в том, что неказистую "чайку", все же, запустили в небольшую серию и вооружили этими самолетами 6-ю истребительную авиагруппу. Но буквально через два года "Луар-46" уже считался безнадежно устаревшим и был переклассифицирован в учебную машину. Вторая мировая война положения не изменила. Все "Луары" так и остались на тыловых учебных аэродромах и ни один из них не участвовал в боях с Люфтваффе.

Правда, немножко повоевать этим машинам, все-таки, пришлось, но не во Франции, а в Испании. В конце лета 1936 года, после начала франкистского мятежа, испанское правительство обратилось к Франции с просьбой о срочной закупке боевых самолетов, в частности - истребителей. Помимо прочего, французы согласились продать семь "Луаров", которые поступили в Испанию уже в начале сентября и сразу вступили в бой.

Интересно, что на них, кроме испанцев, воевали советские летчики, прибывшие в Испанию еще до того как туда поступили первые партии советских истребителей И-15 и И-16. Они быстро освоили "Луары", которые оказались более простыми в пилотировании, чем норовистый и капризный "ишак". А уже 25 (по другим данным - 29) сентября летчик Антон Ковалевский в своем первом воздушном бою, согласно советским данным, сбил на "Луаре" тяжелый трехмоторный бомбардировщик "Юнкерс" Ju-52.

Однако "Луары" тоже несли потери, в частности, еще 16 сентября будущий лучший ас франкистских ВВС Хоакин Гарсия Морато подбил такую машину с пилотом-испанцем, которая разбилась при вынужденной посадке. Еще несклько "чаек" погибли в авариях или были уничтожены при бомбардировках аэродромов. К концу года ни одного боеспособного "Луара" в испанских ВВС не осталось.

На заставке - "Луар-46" с опознавательными знаками испанских республиканских ВВС.



Прототип "Луар-45" в полете.



Серийный "Луар-46"



Интерьер кабины и чертеж "Луара-46". Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с гладкой дюралевой обшивкой и был радиофицирован.



Сверху вниз:
"Луар-46" с эмблемой эскадрильи в виде портрета Карла Великого.
Самолет в зелено-палевой защитной окраске, которую французские истребители получили оченью 1938 года, во время Мюнхенского кризиса.
Машина в трехцветном камуфляже начального периода Второй мировой войны. На бортах нарисованы дополнительные опознавательные знаки.
"Луар-46" испанских ВВС. Самолет не радиофицирован, но оснащен бомбовыми подвесками.

ВВС, авиация, Испания, Франция, Интербеллум, История

Previous post Next post
Up